До недавних пор многие наблюдатели склонны были мириться с репрессиями против ЮКОСа и его руководителей, веря, что Михаил Ходорковский сам заслужил свою судьбу. Грех его усматривали в том, что он якобы вознамерился купить достаточно много депутатов, чтобы за свои деньги оказывать влияние на российскую законность.

В соответствии с такой версией басманное правосудие представлялось как превентивная мера защиты государства от будущих посягательств. Беззаконие против беззакония, выбор меньшего зла — для нас аргумент привычный. Меньшим оно представлялось потому, что тут государственный интерес, казалось, защищался от частного посягательства — презумпция государственного интереса тоже для нас привычна. Особенно убедительным для человека с улицы представлялся популистский мотив: где это такие как Ходорковский взяли свои миллиарды? Не иначе как получили задаром наше общенародное — бывшую государственную собственность.

Однако последний фиговый листок был сорван, когда Минюст объявил стартовую цену для продажи контрольного пакета Юганскнефтегаза: 4 миллиарда долларов. Эту сумму получили путем ряда манипуляций якобы на основе расчетов независимого оценщика — дрезденского банка. Однако в эти же дни оценщик, дорожа своей репутацией, опубликовал более подробный отчет, из которого следует, что, по его расчетам, «дочка» ЮКОСа стоит от 18,6 миллиарда до 21,1 миллиарда долларов и даже за вычетом возможного чистого долга и еще не доказанной налоговой претензии получается не меньше 14,7-17,3 миллиарда. Более того, с учетом новых доказанных запасов нефти, лишь не прошедших дополнительную проверку, цена может возрасти до 19,8-24,8 миллиарда. Не прошедшие дополнительную проверку приращения Минюст игнорировал, зато не доказанные судом претензии учел и получил 10,4 миллиарда, после чего проявил готовность продать по сути уже принадлежащую государству (как истцу по налоговым долгам) собственность за… 4 миллиарда. Защита общенародной собственности тут уже никак не просматривается — зато невооруженным взглядом видна попытка на самом деле откровенно «назначить миллиардером» какое-то близкое нынешней власти лицо.

Учтем общеполитический фон, на котором всё это происходит. Под флагом борьбы с терроризмом предпринимается политическая реформа, способная нанести удар только по демократическим устоям и конституционным правам человека, но никак не по терроризму. Достаточно сказать, что самым решительным защитником этой реформы выступил президент Белоруссии, осуществляющий в своей стране еще более антидемократическую «реформу».

Одновременно прокремлевские политологи начали усиленно пропагандировать мифологическое объяснение китайских экономических успехов (якобы эти успехи объясняются практикуемыми там ограничениями политических свобод, хотя подлинная природа этих успехов совсем другая). Очень кстати пришелся на эти дни визит Путина в Китай, который поспешно выдается за «прорыв» в двусторонних отношениях, хотя китайская сторона высказывается на сей счет более сдержанно.

Эти политические игры начинают причинять России всё более заметный политический и экономический ущерб, начиная с усилившегося оттока капитала и замедления роста производственных инвестиций. В этих-то условиях становится всё более ощутимым явление, доселе неизвестное в политике путинской эпохи: критика происходящего из уст кремлевских людей, в том числе близких к президенту. Пока она звучит приглушенно и всё больше на периферии отечественного политического поля. Советник президента по экономике и известный «питерский» экономист Андрей Илларионов выступил с весьма определенной критикой и дела ЮКОСа, и анитдемократических реформ. Наиболее обширное его выступление дала британская «Файнэншл таймс», но немало было сказано и в отечественных СМИ. Затем другой близкий к президенту экономист министр экономики Герман Греф выступил с похожими соображениями в германской «Цайт». Третий, может быть самый известный и «самый питерский», не высказывается сам (потому я и воздрежусь от того, чтобы называть его прямо), но уж очень похожим на него голосом и весьма громко заговорил обозреватиель одной популярной отечественной газеты, которого очень многие считают рупором данного экономиста.

Давно известно, что у нас есть питерские экономисты и питерские чекисты. Питерские экономисты по поручению еще премьера Путина разработали в свое время экономическую стратегию, которая в пятилетие пребывания Путина у власти дала стране невиданный за последние десятилетия экономический рост. Однако в последнее время всё больше высших государственных постов занимают люди, сделавшие свою карьеру в погонах. Строго говоря, народу должно быть всё равно, кто в какой форме шагал по служебной лестнице. Но ведь мы вознамерились всего лишь удвоить ВВП аж за 10 лет (еще не факт, что получится). А догонять хотя бы Португалию, если даже получатся такие хорошие темпы, придется лет 20. Прошло всего пять лет. Оно конечно, скомандовать стране «Бегом марш!» можно и без особых специальных познаний и выдаются такие команды легко и быстро. Только уж очень много Россия бегала за последние сто лет, и чем больше бегала, тем больше отставала. Авторитарный режим очень удобен для бюрократии, но еще никогда и никому он не обеспечивал достойной жизни.

Отто Лацис

«Русский курьер»

№ 385 2004-10-18

"Русский курьер"

*