Китай расплачивается за бурный рост. Темная сторона китайского экономического чуда
Гигантские масштабы экономической трансформации в Китае могут сравниться только с масштабами проблем и угроз, которые при этом возникают. И ни одна из этих проблем не стоит так остро, как проблема охраны окружающей среды. Накормить пятую часть населения планеты на 7% ее культивируемых земель, никогда не было простой задачей.
«Когда выезжаешь из города, уже не находишь никакой сельской местности, — жалуется один житель Шанхая, — просто другие города».
Бесконечные ряды серых фабричных зданий и многоэтажек вбирают в себя самую большой поток мигрантов из сельской местности в истории человечества.
В течение следующих 25 лет планируется переместить из сел в города 400 млн. жителей. И этим людям потребуются дороги, дома и прочая инфраструктура в гигантских объемах.
Экономический бум привел к тому, что Китай, который обладал почти самодостаточной экономикой, теперь импортирует не только зерно, но и большое количество других ресурсов. Страна стала крупнейшим в мире потребителем меди, алюминия, цемента и занимает второе место по потреблению нефти.
Энергетика Китая и так на 75% зависит от угля. Однако правительство отреагировало на недавние вынужденные отключения электричества строительством новых электростанций, большинство из которых будет работать на угле. Это только увеличит количество угольной пыли в воздухе и кислотных дождей, проливающихся на головы граждан.
Пекин пытается бороться с загрязнением воздуха, призывая жителей пользоваться газом, а не углем для отопления. При этом стремительно растущее количество машин на улицах только усугубляет ситуацию.
Число владельцев машин удваивается каждые несколько лет. Если количество машин на душу население достигнет уровня США, то Китаю придется найти место для 600 млн. машин. Это больше, чем сейчас имеется во всем мире.
Вода уходит
Если вы полетите на запад от индустриально развитого побережья, то увидите с высоты птичьего полета самую серьезную из имеющихся проблем.
Это пыльные русла высохших рек, тянущиеся через серые холмы и пустыню.
Более половины жителей Китая страдает от недостатка воды и ее загрязнения.
«Когда я была молодой, вода была везде», — вспоминает писательница Дай Цинн.
«На окраинах Пекина было множество заросших лотосами прудов и рисовых чеков. К настоящему времени они полностью исчезли. Ближайшая вода находится на глубине 100 метров под землей. Тем не менее, люди по-прежнему хотят дома с бассейнами, как в США», — говорит она.
Дай Цин вела беспрецедентную кампанию против строительства ГЭС «Три ущелья» на реке Янцзы. Находящаяся на последней стадии строительства плотина станет крупнейшим гидротехническим сооружением в мире, которое будет давать электроэнергию растущим китайским городам и продолжать вызывать протесты у экологов.
По словам Дай Цин, в проекте «Три ущелья» уже возникли серьезные проблемы с заиливанием и наводнениями.
«Однако китайские власти не позволяют никакой информации об этом просачиваться в прессу — у них даже в Интернете действует цензура», — говорит она.
Выше по течению от плотины находится город Чунцин. Благодаря плотине теперь туда смогут доходить большегрузные корабли с побережья.
Однако великая река в районе Чунцина едва видна сквозь пелену смога. В Китае находятся 16 из 20 самых загрязненных городов мира, и Чунцин занимает в этом списке весьма «достойное» место.
В городе — серьезные санитарные проблемы, так как отходы канализации сбрасываются непосредственно в реку. Этим власти начали заниматься только сейчас.
«В сухой сезон, когда течение не столь сильное, вода не так быстро растворяет отходы, и в результате возникают проблемы со здоровьем людей», — говорит Джон Аспиналл, консультирующий строительство очистных сооружений.
Человеческий материал
Экономические реформы в Китае помогли сотням миллионов людей, улучшив их рацион питания и повысив качество жизни.
Однако в то время, когда внимание приковано к ущербу, наносимому природе Китая этими реформами, не стоит недооценивать ущерб, наносимый самым уязвимым слоям населения страны.
Майкл Ма, бизнес-консультант, специализирующейся на природооханной тематике, обнаружил, что китайские рабочие трудятся в темных задымленных цехах, напомнивших ему европейскую индустрию образца 18-го века.
«Многие транснациональные корпорации в той же степени, что и местные компании, пользуются слабым контролем за охраной окружающей среды и за условиями труда», — говорит он.
«Они находят бреши в законодательстве, с помощью которых они могут быстро сделать деньги. И если возникают проблемы, они просто продвигаются дальше в сельскую местность», — поясняет Ма.
Несмотря на гигантские проблемы, не все в Китае так уж безнадежно.
Похоже, общество начало осознавать угрозу уничтожения природных ресурсов, от которых зависит здоровье и материальное благополучие нации.
Действия маленьких неформальных групп достигли определенного результата, что дает надежду на то, что правительство проявит более ответственный подход к проблемам окружающей среды.
Пекин объявил о начале массовой высадки деревьев и других подобных кампаниях. Однако Государственный департамент по охране природы наотрез отказался от каких-либо интервью на эту тему.
Существуют предложения создать такие условия, при которых компаниям было бы выгоднее не загрязнять, чем загрязнять, а также сделать вопрос о вкладе в охрану среду решающим при рассмотрении вопроса о повышении госчиновника.
Но возмещение ущерба, нанесенного стремительным экономическим ростом, потребует более серьезных мер.
«Разрушать легко, — говорит Дай Цинн. — Трудно защищать и заботиться».
Тим Луард
Би-би-си, Китай
17 октября 2004 г., 03:55 GMT 07:55 MCK
***