В пятницу у мусульман начинается священный месяц рамадан. В России проживает около 20 миллионов мусульман.

Между тем, по данным представителей Совета муфтиев России, в стране ежегодно растет число новообратившихся мусульман за счет представителей самых разных национальностей, традиционно не связанных с исламом.

Что ищут новообратившиеся в исламе и почему наряду с притоком в ислам происходит и обратный процесс, когда в поисках веры люди ломают барьеры традиции?

В первый день рамадана на утреннюю молитву в один ряд с так называемыми этническими мусульманами в России сегодня встают русские и молдаване, украинцы и армяне. Много ли их?

Представители Совета муфтиев России утверждают, что из года в год их становится все больше и больше. Одни называют цифру в 20 тысяч человек новообратившихся за последний год и только в Москве, другие считают реальной цифрой за этот период две с половиной тысячи неофитов ислама по Москве. Третьи призывают не поддаваться гипнозу цифр, но факт увеличения числа исповедующих ислам среди русских и славянских молодых мужчин и женщин признают.

Тенденция

Я обратился к представителю Совета муфтиев России Нафигулле Аширову с вопросом, насколько можно доверять данным, которые приводят различные российские печатные и интернет-издания со ссылкой на представителей исламского духовенства России?

«В принципе тенденция имеет место. И началась она не сегодня, а с 92-93-го годов, — говорит Нафигулла Аширов. — Сегодня уже существуют мусульманские общины русских в Омске и других городах. В Москве большая община русских мусульман. Они не обособлены от остальной общины, но вместе им легче интегрироваться в ислам».

По словам Аширова, исповедовать или не исповедовать ислам — личное дело каждого, вне зависимости от национальности.

«Но примерно 10-15% верующих у нас, — говорит представитель Совета муфтиев России, — так называемые нетрадиционные мусульмане».

Бывший православный священник Вячеслав Полосин принял ислам несколько лет назад и теперь носит двойное имя Али Вячеслав.

«Я пришел просто к религии единобожия, — говорит Али Вячеслав. — Я не менял веры — я, наоборот, свою веру укрепил, усилил и освободил от тех чисто человеческих наслоений, которые к ней прилепились и сильно ее затуманивали».

Согласно данным популярного среди молодых мусульман России интернет-сайта Islam.ru, среди неофитов немало русских женщин. Одни, как утверждает веб-сайт, принимают ислам, выйдя замуж за мусульман, другие приходят в ислам в поисках ответа на духовные и социальные вопросы.

Как считает Нэлия, супруга принявшего несколько лет назад ислам москвича из смешанной неверующей семьи, женщин в мусульманах привлекает стабильность в браке. «Другая сторона, может быть, очень прозаическая, — полагает Нэлия, — но тем не менее, очень большая проблема для незамужних женщин — это наркомания, алкоголизм и вытекающие отсюда последствия».

Почему ислам?

Если верить различным данным, то рост мусульманской общины, или уммы, в России, как и во всем мире, происходит несмотря на теракты, в связи с которыми нередко делаются обобщения о так называемом исламском терроризме.

«Разжигание ненависти к исламу и мусульманам имеет и обратную сторону, потому что люди начинают интересоваться этим феноменом, — говорит Али Вячеслав. — Люди, которые, может быть, об исламе вообще ничего не знали, благодаря вот такому вниманию, пусть и со знаком минус, они начинают интересоваться, читать, докапываться и понимают, что это толерантная религия, просто и четко отвечающая человеку на все его вопросы. Поэтому количество новообратившихся мусульман в Америке, например, выросло за последнее время в несколько раз».

Между тем, по мнению философа Григория Померанца, любая статистика едва ли способна отразить суть процесса.

Вопрос о том, какой ислам принимают новообратившиеся в России, Европе и Америке, по его мнению, немаловажен: «Может быть, некоторые из них обращаются в ислам в связи с суфизмом, чтобы получить какую-то школу непосредственного мистического опыта. До сих пор она недостаточно разработана в христианском мире, особенно в нашей стране. То есть это нечто прямо противоположное ваххабизму. Надо разобраться, из чего складываются эти 20 тысяч? В какой ислам они обращаются, в ортодоксальный ислам или в суфийский ислам, который всегда был на подозрении, что он недостаточно ортодоксален, но который сейчас очень популярен среди новых мусульман России, Европы и Запада?»

Обратный процесс

Кроме того, профессора Померанц указывает на то, что идет и обратный процесс принятия «этническими мусульманами» христианства, русскими — буддизма, евреями — буддизма и христианства.

«Мы живем в мире, где сломаны все границы между традиционными культурами. Сейчас все великие религии живут в одном мире, и в значительной мере они одинаково могут находить своих адептов, — отмечает профессор. — То, что одного притягивает, другого отталкивает. Если говорить о тех перспективах, которые я себе представляю, то можно вполне представить себе общество, которое перестанет быть органически христианским, органически мусульманским и т.д. Все время будет происходить индивидуальный выбор».

Для примера — в Москве существует православный храм, в котором служба идет на татарском языке. А количество новообратившихся среди этнических киргизов и таджиков в различных христианских миссиях Центральной Азии за постсоветский период выросло на порядки.

Так что голос крови не всегда определяет выбор духовного пути.

Би-Би-Си

*