Крупные татарстанские газеты теряют читателей
Итоги последней подписной кампании в Татарстане показали, что на медиарынке РТ все сильнее укрепляется тенденция на снижение тиражей у крупных игроков на рынке. Эта тенденция отчетливо просматривается на фоне увеличения общего подписного тиража во втором полугодие 2004 года по сравнению с первым полугодием текущего года.
По итогам подписной кампании в республике на второе полугодие 2004 года общий подписной тираж периодических изданий составил 2 млн. 20 тыс. экземпляров. По итогам подписной компании в РТ на первое полугодие 2004 года общий подписной тираж периодических изданий на первое полугодие 2004 года составил 2 млн. экземпляров.
Александр Латышев, главный редактор газеты «Республика Татарстан» сказал еТатар.ру, что снижение тиража с 36 до 27 тысяч связано, во-первых, с сезонностью подписной кампании; на второе полугодие традиционно подписываются меньше, во-вторых, с очередным повышением цен на услуги связистов, которые, в свою очередь, объясняют это общей инфляцией.
Источник не видит выхода в создании альтернативной службы доставки; 3-4 фирмы, которые сегодня этим занимаются, реально не составляют конкуренции Минсвязи РТ.
Тираж газеты «Республика Татарстан» на второе полугодие 2004 года составляет около 27000 экземпляров. Периодичность выпуска – 4 раза в неделю.
Исмагил Шарафиев, главный редактор газеты «Татарстан яшляре» сообщил еТатар.ру, что по итогам подписной компании на 2 полугодие 2004 года, тираж газеты снизился на 8 тыс. экземпляров по сравнению с подпиской в первом полугодие 2004 года. «В прошлом полугодие наш тираж составлял 65 тыс. экземпляров. В первую очередь, тираж снизился из-за высокой подписной цены на газету. Два года назад подписная цена на газету «Татарстан яшляре» была 90 руб., а во втором полугодие 2004 года это уже 237 руб.» — рассказал г-н Шарафиев.
Тираж газеты «Татарстан яшляре» на второе полугодие 2004 года составил 57000 экземпляров. Периодичность выпуска – 3 раза в неделю.
Г-н Шарафиев считает, что открытие новых газет оттягивает читательскую аудиторию от «Татарстан яшляре». «Основная аудитория нашей газеты-жители татарстанских деревень, а им сейчас гораздо выгоднее купить более дешевую газету в розницу, нежели подписаться на нее» — заявил гл. редактор газеты «Татарстан яшляре».
По итогам подписной компании на второе полугодие 2004 года наибольшая насыщенность периодическими изданиями на 1000 жителей в следующих районах: Сабинский-942,3 экземпляров; Балтасинский-885,6; Тюлячинский-882,0; Кайбицкий-885,8; Алькеевский-862,6; Аткинский-858,9; Актанышский-852,8; Аксубаевский-844,8.
В газете «Вечерняя Казань» комментировать падение тиражей татарстанских СМИ во втором полугодие 2004 года отказались.
Тираж газеты «Вечерняя Казань» на второе полугодие 2004 года составил 45167 экземпляров. Периодичность выпуска — 4 раза в неделю.
Руслан Салихутдинов, руководитель отдела реализации отдела «Пресс-центр» (подструктура медиа-холдинга «Эфир») рассказал еТатар.ру, что основной причиной снижения тиражей татарстанских периодических изданий является обилие газет и журналов на медиарынке РТ. «По сравнению с 2003 годом тираж газеты «Восточный экспресс» в 2004 году снизился на 1000 экземпляров. Тираж газеты «Московский комсомолец в Татарстане» существенно не изменился» — отметил г-н Салихутдинов.
Тираж газеты «Восточный Экспресс» на второе полугодие 2004 года составил 17200 экземпляров. Периодичность выпуска – 3 раза в неделю.
В редакции газеты «МК в Татарстане» на вопрос о снижении тиражей ответили, что татарстанское общество становится все более маргинальным. «Вектор расходования денежных средств смещается в сторону потребительских товаров. Население все меньше внимания уделяет прессе» — объяснил представитель редакции «МК в Татарстане».
Тираж газеты «Московский Комсомолец в Татарстане» за второе полугодие 2004 года составил 27000 экземпляров. Периодичность выпуска – 1 раз в неделю.
Александр Латышев, главный редактор газеты «Республика Татарстан» пояснил еТатар.ру, что общее уменьшение тиражей региональных СМИ связано также усиливающейся агрессивной политикой на медиарынке российских СМИ в регионах – «толкаться локтями приходится все активнее». «Наша редакция собирается расширять возможности электронной версии газеты» (посещаемость которой на сегодня составляет в среднем 550 хостов в сутки).
Оперативность подачи информации, доступность и сравнительная дешевизна Интернета оттягивает традиционную аудиторию газет и журналов.
По мнению игроков медиарынка Татарстана, опрошенных еТатар.ру, тиражи татарстанской прессы будут падать и дальше. Причины снижения тиражей, по мнению представителей газет, разнообразны: усиление конкуренции с ТВ, особенно с развлекательными программами, появление новых газет и интернет-версий, а также новое поколение читателей, которое практически не читает традиционных газет.
Андрей Шафоростов
etatar.ru
(…)
14.10.2004
*