Древняя Русь и современная Дания глазами Евгения Штырова
Как сообщалось ранее, в выставочном зале Самарской организации Союза художников России открылась персональная выставка художника Евгения Штырова. На ней представлены работы последних лет, многие из которых сделаны во время творческой поездки мастера по Германии и Дании в 2002 году, а также серия, посвященная Древней Руси.
Евгений Сергеевич, расскажите, пожалуйста, о вашей поездке в Германию и страну великого сказочника Андерсена – Данию.
В Данию я попал по приглашению клуба им. Валерия Грушина, с которым дружу уже много лет, в сентябре 2002 года. Добирались мы туда не традиционным способом – автобусом или самолетом, а плыли на датском судне, двухмачтовой шхуне «Бандьярд», которой управляли сами, впрочем, как и готовили. Путешествие длилось две недели – началось в Германии и закончилось в Дании. Море, удивительная страна – родина Андерсена, шикарный парусник. Одним словом, сказка. Ну, а когда мы сошли на берег, я сразу взялся за этюдник. Кстати, к слову сказать, все этюды получились на удивление яркие, пропитанные особой атмосферой – атмосферой сказки, чуда. Именно поэтому на большинстве картин, привезенных мною из Дании, много персонажей-фантомов из сказок Андерсена. Это и Нильс с дикими гусями, и рыбы в небе, и месяц с глазом. Дания – фантастическая, таинственная страна, пропитанная духом Андерсена.
В Дании я почти не спал. Было жалко времени. Ночью ходил по улицам, рисовал. Причем, большинство этюдов я раздарил еще там. Восстанавливал их уже дома – по фотографиям и воспоминаниям.
Чем же Вас пленила Дания?
Очарование Дании – в ее улочках, маленьких уютных домах. Позабавило меня и то, что датчане никогда не зашторивают окна. И любой прохожий может наблюдать за их жизнью – как они смотрят телевизор, пьют чай. Удивительный обычай.
Что кроме этюдов Вы привезли из Дании?
Массу впечатлений. Причем, не только от страны, совсем не похожей на мою родную, но и от людей, с которыми мне приходилось общаться во время поездке. Так, к примеру, во время путешествия я познакомился и подружился с казанский бардом – Валерой Боковым. Он так поразил мое воображение, что я написал его портрет. В тот момент он заканчивал песню о пирате и попугае, поэтому на портрете вместе с ним не только гитара – верная спутница, но и попугай.
Кроме этюдов, привезенных из Дании и Германии, на выставке представлены работы из серии, которую условно можно назвать «Древняя Русь». Расскажите об этом.
Действительно, на выставке представлено и несколько картин, посвященных Древней Руси. Это новые полотна («Становление Руси», «Зеленые святки», «Масленица», «Цветение папоротника» и др.) Закончил их я буквально перед открытием экспозиции.
Что касается самой темы, то родилась она в моем творчестве давно и не на пустом месте. Причем, произошло это интуитивно, и, как я думаю, благодаря духовному росту и очищению. Одним словом, случилось чудо. К тому же меня не покидает четкое ощущение, что эта тема – моя, родная. Я ее хорошо чувствую. Она возвращает меня к истокам, корням, возвращает в самого себя. Причем, поездка в Данию даже помогла. Я более остро почувствовал красоту своей родной земли.
Все картины этого цикла основаны на древних обрядах, бытовавших на Руси в период язычества и раннего христианства. И поскольку мне чрезвычайно интересна эта тема, я буду продолжать работать над циклом. Планирую дальше написать «Пасху», «Крещение», «Петровщину». Поэтому занялся изучением древних писаний.
Так все же, чем Вас так сильно зацепила эта тема?
Дело в том, что это наша история, наша культура. И отрицать сие нельзя, как и стереть прошлое. Моя задача показать, с чего есть пошла Русь, на чем держалась древняя цивилизация – процивилизация, от которой пошел род человеческий.
Редкая Ваша картина обходится без обнаженного женского тела…
Я люблю женщин. Женское начало – основа всего. Это сама красота. А что касается картин, то, к примеру, в «Зеленых святках» без изображения женщин просто нельзя было обойтись. Ее героини – молодые девушки, потому что это Зеленые Святки – их праздник, праздник вступления девушки в большой мир женщин, в их сообщество. Кстати, у этого праздника было продолжение. Все дружно собирались и на лодках переплывали реку. Ночью жгли костры, варили кашу, кормили ею птиц. А птицы у наших предков символизировались с душами, которые после смерти переселялись в пернатых.
Элементы сюрреализма в Ваших творениях. Случайность или нет? Ваше художественное видение и манеру письма можно отнести к той или иной живописной школе, направлению?
Нет. У меня есть излюбленные темы, а средства, которыми я раскрываю их, зависят от моего состояния, моих дум. То есть по сути от сиюминутности. Поэтому манера письма, например, сюрреализма, идет параллельно с реализмом. И она мне не мешает, а даже где-то помогает раскрывать новые стороны моего дарования. Сюрреалистичная манера письма очень подходит для философских размышлений.
И на предмет чего же Вы размышляете?
Например, о возникновении жизни на планете, о вере, которая неистребима. У меня есть картина под названием «Айсберг». В ее центре ледяная глыба. Занимает она почти все полотно, а наверху, чуть выглядывая из-за нее, — купола церкви. Этим я хотел сказать, что вера не может погибнуть, и даже если она недоступна, то всегда на высоте, она жива. Причем, я не противопоставляю язычество и христианство. Христианство – мощное, сильное продолжение язычества.
Вы человек верующий?
Да. Мне кажется, каждый человек верит, только каждый по-своему. Стараюсь придерживаться канонов Христианства. Это помогает в жизни. Чтобы мир стал краше и интереснее, надо начать с себя.
Евгений Штыров – художник, дизайнер. Родился 12 марта 1960 года в Петропавловске, Северо-Казахстанской области. С 4 лет живет в Куйбышеве. С детства рисует и музицирует. Закончил Куйбышевскую художественную школу, художественное училище (отделение «Художник-оформитель»), Харьковский художественно-промышленный институт (факультет «Интерьер и оборудование»). После Харькова вернулся в Самару и некоторое время занимался преподавательской деятельностью. Выставляется уже много лет. Его картины находятся в частных коллекциях, как в России, так и за рубежом. С 2000 года член творческого Союза художников и Союза дизайнеров России.
*