Когда метро видно сверху. В Казани может уйти под землю целая улица ("РК")
О происшествиях, связанных со строительством казанского метро, в городе говорят постоянно. «Просела земля, покосился дом, погиб рабочий, объявлена забастовка» — подобные сообщения регулярно попадают на страницы даже официальных газет. Однако, приостанавливать работы никто не собирается – по требованию властей первую очередь метростроевцам надо сдать к будущему году — 1000-летнему юбилею Казани… На этой неделе жителей улицы Подаметьевской охватила паника: они почувствовали движение грунта.
Раньше это была одна из самых глухих и тихих казанских улиц. Одноэтажные домишки стояли на отшибе, а по ночам здесь можно было по-настоящему заблудиться в темноте. И вот в прошлом году грянул гром – по плану метростроительства неподалеку от Подаметьевской будет размещаться одна из станций.
— Как жить-то? – недоумевает 46-летняя Татьяна Хабирова, у которой строители
ведут сейчас работы буквально за забором. – Днем и ночью стоит грохот, все стены трясутся. Над нашим домом установлен подъемный кран. Если оттуда что-то упадет, от нас только мокрое место останется. Даже собака нервная стала – постоянно скулит. У соседей скривились двери, окна, поползли потолки, но отселять нас никто не хочет. Говорят, «и не рассчитывайте». Хорошо тем, кто жил на соседней улице — там дома мешали стройке и их снесли, а нам ничего не светит. Если только провалимся вместе с домом…
Опасения жителей микрорайона не беспочвенны в прямом смысле слова. Любому прохожему видно, как вспучилась земля вдоль линии метро, трещинами покрылась асфальтированная дорога. Живо вспоминаются фильмы про гигантских червей, но здесь обошлось без фантастики – просто поработал проходческий комплекс с нежным именем «Ольга». Впрочем, у машин есть названия еще более выразительные, например, «Катюша»… Неизвестно, какие сюрпризы готовит новый транспорт казанцам в будущем. Сегодня же одна из особенностей метро в столице Татарии состоит в том, что его можно заметить с поверхности. Но ни на это обстоятельство, ни на другие проблемы, которые стройка века принесла казанцам, городские власти внимания не обращают.
Альберт Иванов, владелец дома:
— Когда началась проходка первой линии, наш дом сразу «пошел» — перекосило двери, всюду возникли трещины, лопнули печи. Я уже несколько раз все ремонтировал, но это бесполезно. Вот-вот начнется строительство второй линии. Сегодня тут ходила одна женщина из «Казметростроя», делала замеры. Сказала, что новая линия опять нас «задевает». Мы уже были у руководства «Казметростроя», говорили с заместителем начальника… Запомнилась его фраза: «Сейчас же 21 век! Мне стыдно, что вы в таких условиях живете!» Мы ответили: «Дайте нам жилье! И вам не будет за нас стыдно».
Как заявил жителям Подаметьевской улицы один из руководителей строительства, «в принципе, деньги из федерального бюджета выделены. Сейчас не хватает только распоряжения главы администрации Казани Камиля Исхакова, чтобы начать переселение». Однако, никто из обитателей злополучного микрорайона не сомневается: «в принципе» это только слова.
— Мы планируем подать в суд. Сначала проконсультируемся у юриста, а потом будем решать на кого подавать — на главу администрации или на «Казметрострой», — рассуждает о перспективах Альберт Иванов.
Сегодня у господина Иванова трудный день: в который раз он пытается починить поехавшую крышу, закрывает ее рубероидом и заливает гудроном. Обе печи в его доме не работают — сверху донизу идут трещины в кладке. В сереньком казанском небе уже кружат первые снежинки… Синоптики утверждают, что в этом году будет непривычно суровая зима.
При разговоре с собкором «РК» главный инженер МУП «Казметрострой» Вениамин Терзиманов сразу спросил: «А вы что хотите узнать? Про негатив я рассказывать не буду. И встречаться ради этого не хочу». Главного инженера можно понять – вероятно, «рассказы про негатив» отнимут слишком много времени. А его и так не хватает: на строительстве запущены уже семь проходческих комплексов, работы на стратегически важном объекте ведутся в обстановке постоянного стресса. Сверху метростроевцам был дан четкий приказ – «Вперед!» Но при этом, похоже, забыли уточнить, что метро нужно строить еще и под землей. Ведь по словам самих метростроевцев, глубина проходки на Подаметьевской — всего 6 метров…
По мере продвижения вдоль несчастной улицы, собкору «РК» открылась невероятная картина: в самом конце Подаметьевской стояли панельные пятиэтажки, а вспученная земля подходила к фундаменту на расстояние от силы 50 метров! После непродолжительного опроса жильцов с выводом на место выяснилось, что большинство собираются срочно менять квартиры. Причем уже завтра. Ведь обещанная прокладка второй ветки может навсегда лишить их этой возможности.
«Русский курьер»
№ 393 2004-10-14
*