Классный час икс. Лицеистка решила убить учительницу за придирки ("НИ")
В Красноярске сейчас проходит уникальный судебный процесс. На скамье подсудимых – 14-летняя лицеистка Марина Горяинова. Этой стройной девочке с милым личиком предъявлено обвинение сразу по двум тяжелым статьям Уголовного кодекса – «покушение на убийство» и «неоконченное убийство». Решив разобраться со своей классной руководительницей, она действовала как профессиональный киллер.
В лицеях под маской строгости нередко
кипят нешуточные страсти.
Со слов потерпевшей, события разворачивались следующим образом. После уроков Зоя Федоровна Автушко, 55-летняя учительница лицея №6, вошла в свой подъезд, где у лифта встретила Марину Горяинову, ученицу девятого класса. Состоялся обычный в таких случаях диалог: «Марина, что ты делаешь в нашем подъезде?» – «Мама попросила завезти документы на 10-й этаж». Зоя Федоровна, не ожидая худого, вышла из лифта на четвертом этаже и начала открывать дверь своей квартиры. Тут-то произошло нечто такое, чему даже старейшие работники Кировского ОВД не находят аналогов. Девочка напала на учительницу с ножом. По словам Зои Автушко, вначале она получила удары в спину и в голову, повернулась – и нож вошел в грудь. Падая, она сама успела выдернуть нож. Напуганные шумом соседи вызвали «скорую» и милицию. Через несколько часов Марина была задержана у себя дома – она спокойно учила уроки. Когда приехала милиция и начала расспрашивать об учительнице, Марина дежурно поинтересовалась: «А что, она разве не умерла?»
Сначала Марине вменили статью «нанесение тяжких телесных повреждений», позже переквалифицировали ее на более тяжелую – «покушение на убийство», где одним из отягчающих вину признаков является умысел на совершение преступления. Марина и не скрывала: да, умысел был – хотела отомстить «классной» за постоянные придирки. Да, она все спланировала заранее, несколько дней выслеживала свою жертву, по вечерам караулила у подъезда. И нож приготовила заранее. Следователь Елена Белякова отметила: «Горяинова схватилась за нож не в состоянии аффекта. У нее было время все взвесить и обдумать. Обычно дети долго не таят зла, а эта девочка вынашивала план, словно опытная преступница». При этом Белякова призналась: «Марина начитанна, с хорошим уровнем образования, но просматриваются явные признаки какой-то психической травмы».
В свои 14 лет Марина уже установила печальный рекорд – она самая молодая из двух тысяч подследственных, ожидающих суда в красноярском следственном изоляторе №1. Среди десятка молоденьких девушек, занимающих в тюрьме отдельный отсек, вчерашняя школьница выделяется повышенным вниманием к собственной внешности – глаза всегда подкрашены, волосы гладко зачесаны, от стоптанных тюремных тапочек она сразу отказалась. И еще она постоянно читает. Родители по просьбе Марины передали ей в камеру две книги – «Фауста» Гете и дорогое издание «Черной магии».
Поначалу психиатрическая экспертиза признала Марину полностью вменяемой, и это почему-то очень удивило преподавателей лицея №6. Еще вчера они отмечали успехи девочки в учебе, гордились ее спортивными победами за честь родного лицея на городских соревнованиях, а теперь, говоря о Марине, крутят пальцами у виска. Говорят, что в последнее время с ней творилось что-то неладное. Одноклассники вспоминают, как сильно она изменилась после отдыха в летнем лагере. Вдруг начала ходить в школу только в черной одежде, зачитывалась книжками по черной магии, мечтала купить черного ворона и поставить клетку с ним в своей комнате, все ее тетради разрисованы крестами и змеями. Учитель физики Светлана Кононова считает, что Марину затащили в секту сатанистов: «Раньше она была жизнерадостной девочкой, а потом вдруг замкнулась. Говорят, что есть сатанинская секта, в которую попадают подростки. Такие подростки могут действовать под гипнозом, чтобы принести человека в жертву».
Следователи и прокуроры не стали делать скидку на возраст девочки – до суда Марину держали за решеткой. На просьбы родителей отпустить дочь под домашний присмотр отвечали: она опасна для общества. Помощник прокурора Кировского района Наталья Трезубова считает, что Марина сама усугубляет свое положение: «У человека нет раскаяния, она не признает своей вины. Она часто меняет свои показания, а преступление особо тяжелое». На днях стали известны результаты повторной экспертизы: во время нападения на учительницу Марина находилась в состоянии аффекта. Несмотря на это ей грозит наказание до восьми лет лишения свободы.
ЕВГЕНИЙ ЛАТЫШЕВ, Красноярск
«Новые Известия»
14.10.04
четверг
***