Эх, прокачу! Пассажирские перевозки переходят в руки частников ("РГ")
Предстоящая монетизация льгот поставила Правительство Татарстана перед необходимостью приватизировать автотранспортные предприятия республики. О конкретных сроках пока никто говорить не берется: cамые привлекательные предприятия могут быть проданы в ближайшие полгода, однако оценка остальных может растянуться на несколько лет.
С 1 января все перевозчики будут равны и перед законом, и перед пассажирами. Деление на коммерческий и социальный транспорт с отменой натуральных льгот исчезнет само собой, а доход автотранспортных предприятий будет всецело зависеть от выручки на маршрутах. Следовательно, государство избавит себя от нужды дотировать перевозчиков и сэкономит большие деньги. В этом году, например, на компенсацию убытков от перевозки льготников (а это более половины всех пассажиров) из бюджетов всех уровней было выделено более одного миллиарда рублей. А раз нет надобности в бюджетной поддержке, значит, незачем будет государству вмешиваться в транспортный бизнес.
Сегодня в республике действуют 39 автотранспортных фирм, в том числе три муниципальных унитарных предприятия в Казани, находящихся – полностью или отчасти – в государственной собственности. Все они объединены в корпорацию «Татавтотранс». Примерная стоимость активов объединенных предприятий с учетом машин, находящихся в лизинге, – более миллиарда трехсот миллионов рублей. Однако «крестный отец» всех перевозчиков, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Татарстана, уверено, что в ходе неизбежной приватизации балансовая оценка может возрасти в несколько раз. Деньги немалые, поэтому руководители отрасли уже сейчас ищут самый оптимальный вариант передачи транспортных предприятий в частные руки. Надо сказать, желающие их приобрести заявляли о себе задолго до огласки планов Минтранса. К примеру, на госпакет акций одного из казанских и альметьевского АТП претендовали сразу несколько инвесторов. Сделка сорвалась только благодаря вмешательству республиканского правительства – потенциальные покупатели предлагали цену в несколько раз меньше реальной, и Кабинет министров отменил продажу АТП до проведения независимой оценки стоимости активов.
Вариант первый – продажа госпакета акций каждой фирмы отдельным лотом. Таким образом у каждой фирмы может появиться свой хозяин. Вариант второй – реализация госпакета акций предприятий, объединенных под крылом «Татавтотранса». Путь, надо сказать, неблизкий и нелегкий – акции, принадлежащие государству, составляющие значительную часть уставного капитала «Татавотранса», дорогого стоят; и найти покупателя, согласного выложить несколько миллиардов рублей разом, будет непросто. Путь третий – укрупнение автотранспортных предприятий методом поглощения солидными фирмами «малышей», работающих на грани убыточности, с автопарком в несколько машин и штатной численностью до ста работников. И путь четвертый – приватизация вновь созданных региональных управляющих компаний, в чьи уставные капиталы будут переданы госпакеты акций предприятий.
Впрочем, в Минтрансе не исключают, что по пути приватизации пойдут другим способом. Главное, по словам заместителя министра Павла Чернова, это позволит сохранить объем перевозок и существующую маршрутную сеть. Но вот с этим-то, похоже, возникнут главные проблемы.
Во-первых, из-за предстоящей монетизации льгот сами перевозчики готовятся чуть ли не к двукратному снижению пассажиропотока: логично, что пенсионер предпочтет лишний раз не тратиться на проезд.
Во-вторых, многие маршруты, в основном в сельских районах, неприбыльны. До сих пор они не закрывались лишь потому, что несли «общественную» нагрузку, а убытки компенсировались благодаря перекрестному субсидированию за счет более прибыльных линий. В период приватизации таких предприятий покупатель должен будет выполнить обязательное условие – сохранить маршрут, даже если тот не приносит прибыли, хотя бы на ближайшие пять лет. Что будет дальше – об этом в Министерстве транспорта предпочитают не гадать, а переложить ответственность на муниципалитеты.
– Главы территорий должны будут позаботится о том, чтобы перевозчикам создать условия для прибыльной работы, а местное население не оставить без транспорта, – считает заместитель министра.
Если же глава администрации не сможет или не захочет угодить «и нашим, и вашим», вовсе не исключено, что по прошествии пяти лет социальных обязательств татарстанские аборигены останутся без транспортной связи.
И, наконец, далеко не все в восторге от идеи передачи транспортных фирм в частные руки. Так, на последней сессии Казанского городского Совета народные избранники исключили продажу трех муниципальных автотранспортных предприятий из городской программы приватизации на следующий год.
– Думаю, на тот момент вопрос был просто недоработан, – прокомментировал решение депутатов Павел Чернов. – Однако никуда от этого не денешься, и сейчас Минтранс ведет активные переговоры с казанской мэрией об акционировании муниципальных предприятий и дальнейшей реализации госпакета акций на свободном рынке. Если этого не сделать, унитарные предприятия не получат заинтересованности в развитии транспортного бизнеса.
А теперь вопрос на засыпку: повлечет ли за собой заветное получение прибыли резкий рост цен на пассажирские перевозки? В Минтрасне уверяют, что нет. До конца этого года, согласно постановлению республиканского Кабмина о государственном регулировании тарифов, проезд в общественном транспорте точно не подорожает. А в следующем году рост тарифов должен составить не более двадцати процентов. И этот рост опять же должны будут регулировать главы местных администраций. И все бы хорошо, но как перевозчикам в условиях прогнозируемого снижения пассажиропотока обойтись без существенного повышения тарифов?
Татьяна Колчина, Казань
14 октября 2004 г.
«Российская газета»
(Волга-Урал), N3603 от 14 октября 2004 г.
***