Большая часть того, что было выставлено на прошедшем Парижском автосалоне, в следующем году будет бегать по российским дорогам. Посетивший главную автовыставку года корреспондент «Профиля» сделал вывод, что машин у нас будет больше, но сами они станут меньше. Как во всем цивилизованном мире.

Женщина — не роскошь, а средство

В этом году на Парижском автосалоне, который закончил свою работу на прошлой неделе, наблюдался небывалый наплыв публики. Поглазеть на новинки мирового автопрома пришли в общей сложности более полутора миллионов посетителей, что для старушки Европы поистине выдающийся показатель. Посетители не были разочарованы — на выставке одних премьер было зафиксировано аж 60 штук.

Подобная активность автопроизводителей не случайна. Очевидно, что европейский автомобильный рынок сейчас находится если не в кризисе, то в периоде стагнации. За последние годы рост производства автомобилей в Европе сменился застоем и даже некоторым снижением. Так, за последний год общий объем выпуска автомобилей в европейских странах снизился в целом на 1%. Факт хоть и мелкий, но тревожный.

Добавим сюда конкуренцию, которая сейчас среди автопроизводителей резко возросла, что заметно ощущалось на автосалоне. На какие только ухищрения не пускались представители компаний, чтобы заманить публику на свой стенд.

Одни устраивали шоу гимнастов-акробатов, которые садились на шпагат на крышах автомобилей. Другие время от времени затевали танцевальные перформансы с декоративными перестрелками, ковбоями и возникающим из-под земли дымом. Третьи усиленно угощали публику диковинными закусками и напитками.

А число прекрасных девушек, используемых вокруг да около авто, вообще переходило всякие рамки: симпатичные длинноногие модели улыбались и подмигивали посетителям, а также писали информацию о новых машинах на различных частях своего тела. В женском вопросе всех перещеголяли итальянцы: девушки буквально штабелями покрывали поверхности итальянских машин, высовывались из люков, махали из окон, периодически полностью заслоняя своей красотой красоту автомобиля, который рекламировали.

Для самых маленьких

С самого начала работы автосалона стало ясно, что бал здесь правят машины-малютки — авто малого размерного класса А и Б. Ничего удивительного здесь нет. Европейский автомобильный рынок стремительно миниатюризируется. За последние 10 лет рост продаж в этом сегменте составил аж 72%. И сейчас в Европе каждый третий продаваемый автомобиль относится к этому классу, а в ближайшие годы, по предсказаниям маркетологов, доля четырехколесных миниатюр превысит 50-процентную отметку.

Причины, по которой машины-малютки завоевывают европейский рынок, вполне объяснимы: старушку Европу замучили автомобильные пробки, также растут цены на бензин (а маленькие машинки, как правило, оснащены более экономичными двигателями). Кроме того, потребительские качества маленьких авто в последнее время существенно возросли — при уменьшении внешних габаритов они удивительным образом становятся все более просторными изнутри. Рекорд по вместительности на автосалоне установил Mercedes-Benz c его новой машиной-малюткой (А-klasse), в которую легко умещаются аж пять пассажиров. Такой простор, в частности, обеспечен за счет того, что часть двигателя в этой машине удалось спрятать под пол салона.

Еще одна причина для роста популярности малюток заключается в том, что в их производстве начали активно использоваться передовые технологические новшества, ранее встречавшиеся лишь в полноразмерных авто.

Например, одной из самых громких премьер автосалона стал автомобиль-малютка Peugeot 1007, который поразил публику необычным способом открывания дверей — на этой машине двери не распахиваются, а отъезжают вбок (как на минивэнах или на привычной нам «газели»). Такой способ доступа в салон особенно удобен при тесной парковке на городских улицах (вспомним, как часто открывающаяся дверь царапается о высокие бордюры или соседние машины).

Еще одно интересное решение в Peugeot 1007 — возможность чуть ли не каждый божий день по-новому оформлять салон с помощью сменных деталей интерьера. Для этого нужно будет приобрести 18 небольших пластиковых и тканевых вставок в переднюю панель управления, боковины дверей, а также в передние и задние кресла. Покупаешь такой наборчик и абсолютно самостоятельно, без участия механика в понедельник меняешь все детали, например, на ярко-красный цвет, во вторник — на ядовито-зеленый и т.д.

Кстати, что касается расцветок, то некоторые производители считают, что будущее за двухцветными автомобилями. Например, итальянский производитель Lancia представил новую маленькую машинку Ypsilon в модификации с игривым названием B-Kini. У авто двухцветная раскраска кузова — например, красный верх, белый низ. Смотрится действительно забавно.

Впрочем, маленький автомобильчик — это не только объект для шуток и умиления. Производители наглядно демонстрируют, что малыши способны на большие дела.

Fiat, например, представил полноприводную версию популярной модели Fiat Panda, которая готова посоревноваться по проходимости со взрослым джипом. В качестве доказательства новой Panda 4х4 прямо с конвейера пришлось ударить автопробегом по Тибету и забраться на Эверест. Правда, не на самую его верхушку, а на 5 тыс. метров над уровнем моря. И что вы думаете? Все, включая авто, выжили. Вероятно, автопробег весьма облегчался небольшим весом авто — в случае чего пассажиры могли нести его на себе.

А еще современные маленькие машинки способны не только составлять конкуренцию джипам, но и состязаться по скорости передвижения со спорткарами. Например, Mitsubishi представил свою последнюю разработку — заряженную компактную модификацию Colt СZT, способную посрамить на дороге иной бизнес-седан: до 100 км/ч эта взбесившаяся малютка может разгоняться за 8 секунд, при том что ее максимальная скорость составляет 210 км/ч.

Помимо высоких динамических качеств маленькие машинки становятся объектом внедрения совершенно новых, невиданных ранее технологий. Например, обновленная модификация Citroen C3 теперь оснащена системой Stop & Start. Суть ее заключается в том, что, когда машина останавливается в пробке, ее двигатель автоматически выключается, когда же водитель только дотрагивается до педали газа, двигатель опять начинает свою работу. По словам производителей, новшество при передвижении по городу позволяет экономить до 10% бензина и на столько же снижать объем вредных выбросов.

Заканчивая разбор выставочных малюток, заметим, что все перечисленные выше машины в течение следующего года появятся и на российском рынке. Цена и комплектации обсуждаются.

Игры в гольф

Немало интересного, судя по автовыставке, происходит и в так называемом гольф-классе (или классе С). Одной из самых громких премьер здесь стала модель Ford Focus в ее новой, 2-й «реинкарнации». Focus II изрядно удивил публику своими более строгими и прямолинейными, чем предыдущая версия, чертами. Этот автомобиль как-то «повзрослел», несколько увеличившись в размерах, стал более серьезным и солидным за счет консервативных очертаний кузова, оптики, а также более сдержанного оформления салона.

Немало удивила и насыщенность новой модели различными технологическими инновациями. В частности, у Focus II теперь имеется новый, более резвый и одновременно экономичный двигатель, новая, продвинутая задняя подвеска и множество мелких изюминок вроде системы открывания дверей и запуска мотора без ключа или так называемых поворотных фар, которые изменяют направление светового луча вместе с поворотом руля.

Настоящей сенсацией на автосалоне стало заявление представителей российского представительства Ford о том, что Focus II начнет выпускаться во Всеволжске с мая следующего года, а в июле поступит в продажу. Специалисты, правда, недоумевали: зачем ставить на конвейер новую версию машины, если и старая продается очень хорошо? Ну да ладно, как говорится, жираф большой, ему видней. Официальные лица заявляют, что цена новинки российской сборки будет известна только в начале 2005 года, однако уже сейчас можно смело предположить, что она будет как минимум на 10% выше стоимости нынешнего Ford Focus.

Еще один наглядный пример активного проникновения передовых автомобильных технологий на территорию гольф-класса — это новая модель Citroen C4. Машина буквально напичкана техническими штучками. Это, например, новая электронная система, предотвращающая несанкционированный съезд со скоростной трассы в кювет. Система устроена следующим образом: в передний бампер машины встроено шесть инфракрасных датчиков, которые следят за разметкой дорожной полосы. Если машина на скорости свыше 80 км/ч начала съезжать на обочину, то электроника подаст в салоне тревожный сигнал. Если реакции водителя не последует, то специальный, встроенный в сиденье водителя электромоторчик начнет его вежливо встряхивать — мол, проснись, дорогой, пока ты еще не в овраге!

Очень заметна была в автосалоне тенденция роста популярности компактных машин гольф-класса для семьи. Например, в сегменте так называемых компакт-вэнов интересную новинку представил Nissan. Новая машина Nissan Tone, производить которую планируется в 2006 году, несмотря на небольшие внешние размеры, может вместить 5 человек и довольно много поклажи. «Если у вас появились дети, это не значит, что вы не сможете получать удовольствие от вождения!» — гласит рекламный буклет новинки.

То, что гольф-класс начинают наконец серьезно осваивать производители автомобилей класса премиум, продемонстрировала компания BMW, представившая в Париже свою новую BMW 1-й серии. Машина выглядит стильно и современно. Правда, внутри она показалась многим несколько тесноватой. А может, это сработал стереотип, что салон у BMW непременно должен быть просторным. Но так ведь это гольф-класс, господа!

Были бы деньги

Перейдем от полезных ценностей к просто ценностям. То есть поговорим о машинах, которые покупаются не столько передвижения ради, сколько удовольствия для. В общем, представляем выставочную подборку из серии «У богатых свои причуды».

Возьмем, к примеру, причуду со спортивным уклоном. Например, Nissan представил на автосалоне новую вариацию известного спорткара Nissan 350Z, который может теперь по совместительству быть родстером, т.е. передвигаться с открытым верхом. А Ferrari выкатила на подиум новую Ferrari F430, которая оснащена умопомрачительным 8-цилиндровым мотором мощностью 490 л.с. и разгоняется до сотни почти как болид «Формулы-1» — всего за 4 секунды. Максимальная скорость Ferrari F430 — 315 км/ч.

Rolls-Royce порадовал толстосумов-автолюбителей не спортивными, а суперроскошными моделями. Вот что, казалось бы, можно еще улучшить в конструкции знаменитого Phantom? Отвечаем: было бы желание, а пределов у роскоши не существует. В итоге новый Phantom обзавелся еще более умопомрачительным интерьером. Причем в следующем году степень помрачения наверняка повысится.

Неожиданный ход конем сделал DaimlerCrysler, который также решил, что у совершенства нет предела, и поработал над салоном Maybach. У автомобиля изменилась формула посадки — теперь по желанию автолюбителей будут доступны модификации с третьим местом сзади.

Но окончательно доконал всех Mercedes-Benz. Он представил две концепт-разработки нового, так называемого класса спорт-турер. Это непривычная помесь универсала, джипа и комфортабельного седана. Модель размером поменьше — Mercedes-Benz Vision В — отличается вместительностью за счет того, что ее двигатель (как в А-классе) размещен частично под капотом, частично — под полом салона. Более вместительный автомобиль Vision R отличается полным приводом и мягкой пневматической подвеской, а также просторным и очень комфортным салоном с посадочной формулой 4+2 (то есть в машине могут ездить от 4 до 6 человек). Кроме того, на обеих новинках уникальное лакокрасочное покрытие, уже прозванное журналистами «металлической кожей». Иллюзия кожаного покрытия — полная!

Зеленые автомобильчики

Неожиданно большое внимание на Парижском автосалоне было уделено проблеме альтернативных двигателей. Бензин дорожает, запасы нефти сокращаются, и совершенно непонятно, как через пару десятков лет рядовой гражданин будет передвигаться, скажем, на работу или на дачу.

Ответ на этот вопрос кроется, например, в дальнейшем совершенствовании двигателей на водородном топливе. Пока автомобили с водородным двигателем серийно не выпускаются, так как их себестоимость в разы больше машин с обычными моторами. Но почти каждый мировой производитель имел на своем стенде образцово-показательную новинку с водородным двигателем.

Например, концерн BMW попытался убедить, что водородные двигатели могут быть не менее быстрыми, чем бензиновые. Он представил настоящий водородный гоночный болид H2R Record Car, который установил абсолютный на сегодняшний день рекорд скорости в 302,4 км/ч, а также способность разгоняться до 100 км/ч за 6 секунд.

Nissan, в свою очередь, представил концептуальную разработку Nissan X-trail Fuel Cell Vehicle. Его изюминка — это компактные новые батареи, которые устанавливаются под полом салона и оставляют в машине много дополнительного пространства. Причем на этой машине вдвое (85 кВт) увеличилась мощность водородного двигателя, а также почти вдвое — дальность пробега без дозаправки (350 км).

Не отстал от общемировой тенденции даже российский АвтоВАЗ, представивший на Парижском автосалоне свой новый автомобиль на водородном топливе «Антэл-2», который имеет довольно мощный электродвигатель (90 кВт), позволяющий передвигаться без дозаправки на расстояние до 350 км/ч, а также с пятью пассажирами на борту развивать максимальную скорость в 100 км/ч.

Широ Накамура, старший вице-президент компании Nissan

Motor:

«Раньше при приобретении маленького автомобиля — это был

своеобразный компромисс — вы получали более доступную машину,

но при этом более тесную, менее комфортную и скоростную.

Сегодня ситуация изменилась в корне. Рискну даже заявить, что в

каком-то смысле маленькие машинки становятся сейчас более

технологичными, чем машины большие.

Это происходит потому, что в тесное пространство маленького

автомобиля гораздо труднее встроить, например, систему курсовой

устойчивости и другие технические штучки, чем в полноразмерный

автомобиль. Для этого конструкторам приходится использовать

гораздо больше выдумки.

При всем при этом цена компактных автомобилей становится

более доступной, чем стоимость других авто, что не может не

нравиться покупателям».

АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ

№37 (404) от 11.10.2004

«ПРОФИЛЬ»

*