Тринадцать новых регионов присоединятся в этом году к прошлогодним участникам ЕГЭ. Об этом объявил вчера руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов на IV Всероссийском совещании по ЕГЭ.

В эксперименте будут участвовать 2 тысячи средних специальных учебных заведений и 1650 вузов — почти вдвое больше, чем в прошлом году. Виктор Болотов подчеркнул, что вузы, вновь участвующие в эксперименте, выделяют под ЕГЭ половину своих специальностей и направлений подготовки. Те же вузы, которые участвуют в эксперименте уже не первый год, должны предлагать на конкурс по результатам ЕГЭ все свои специальности. Это требование вполне понятно хотя бы потому, что на будущий год 83 процента всех выпускников российских школ (или миллион двести тысяч ребят) будут писать Единый госэкзамен.

В некоторых регионах ЕГЭ сдают по одному или двум предметам, чаще всего это русский язык и математика. Но есть и такие, например Самарская область, где в форме ЕГЭ сдают все 13 предметов школьной программы. Министр образования и науки Самарской области Ефим Коган недоволен даже тем, что физкультуру и ОБЖ до сих пор не перевели в форму Единого госэкзамена. Правда, не очень понятно, как сдавать эти предметы письменно…

В 2005 году в некоторых регионах, которые участвуют в эксперименте с 2001 года, Единый будет проводиться уже в штатном режиме. Среди этих регионов — Самарская, Челябинская и Псковская области.

Говорилось на совещании и о недостатках при проведении ЕГЭ. Как сообщил Виктор Болотов, пятая часть всех сдававших ЕГЭ по математике в 2004 году написали на «двойку». Что тому виной: крайне низкий уровень преподавания в школе или завышенные требования стандарта по математике — в этом еще предстоит разобраться. Большинство ребят, которые сдавали ЕГЭ по литературе, даже не приступили к части «С» теста — написанию эссе. Не умеют выражать собственные мысли? А вот выпускники, сдававшие историю и обществоведение, наоборот, порадовали независимостью суждений в ответах на часть «С».

Серьезные претензии у Рособрнадзора к тем вузам, которые принимали к себе с баллами ниже «егээшной» тройки. То есть принимали двоечников. «Мы будем прекращать финансировать бюджетные места в таких вузах и пересматривать вопрос об их аккредитации», — заявил Виктор Болотов.

Часть ребят воспользовались в своих интересах правилом — «плюс один балл», которое действовало в этом году. То есть: если ты решаешь минимум заданий ЕГЭ и получаешь «два», то в аттестат идет «тройка». В будущем такая ситуация должна быть исключена: если уж ученик сам выбирает ЕГЭ, то никакого дополнительного балла в аттестат ему добавлять не будут.

Как было заявлено на совещании, медалисты в скором времени лишатся своих льгот при поступлении в вузы: с повсеместным введением ЕГЭ эти льготы просто потеряют смысл. А вот участники региональных олимпиад, наоборот, должны получить определенные преимущества при зачислении в вузы.

Директор Центра тестирования Минобрнауки Владимир Хлебников посетовал на то, что регионы недостаточно ответственно подходят к заказу вариантов контрольно-измерительных материалов. С огромным трудом этим летом в Мордовию доставили 500 вариантов КИМов для медалистов: по дороге сломалась машина, пришлось перекладывать ценный груз в другую. Но когда привезли эти суперзасекреченные пакеты на место, в достаточно труднодоступный регион, выяснилось, что вся катавасия была ради одного-единственного медалиста.

Кстати

У руководителей региональных органов управления образования в свою очередь есть претензии к вузам, некоторые из которых продолжают игнорировать результаты ЕГЭ, даже несмотря на указания своих ведомств. Ефим Коган рассказал об эпопее Лены Жуковой из Тольятти, которая сдала два предмета Единого госэкзамена на двести баллов (уникальный в России результат). Ее приняли в МГУ. Но девушке не только пришлось сдавать на исторический факультет все экзамены (как известно, МГУ не учитывает результаты ЕГЭ): понадобилось личное вмешательство ректора Виктора Садовничего.

Ефим Коган предложил в обязательном порядке сдавать хотя бы три экзамена в форме ЕГЭ: русский язык, математику и иностранный язык. Единый по иностранному мог бы косвенно свидетельствовать об инвестиционной привлекательности государства. А вот у представителей Калининградского университета как раз к Единому по иностранному больше всего вопросов. Дело в том, что экзамен проводится в письменной форме и не учитывает навыков произношения и понимания устной речи, а для отличного знания иностранного языка такие навыки просто необходимы.

«Российская газета» №225 (3602), 13.10.04

*