Во вторник в здание торгового дома «Новоарбатский» ворвалась группа людей в штатском. На входе захватчики повесили табличку с надписью «Ремонт фасада». По словам сотрудников «Новоарбатского», начался новый этап передела собственности. Эксперты полагают, что хозяин торгового комплекса, которым якобы является Банк Москвы, собирается перепрофилировать или продать его, чтобы вернуть кредит, выданный прежнему владельцу магазина.

Захват «Новоарбатского» произошел рано утром, когда в магазине практически не было покупателей. Ворвавшиеся в магазин люди (около 150 человек) захватили комнату охраны и выключили систему видеонаблюдения. Несколько из них остались охранять вход в магазин, остальные рассредоточились по залам. Ситуацию комментировала только гендиректор торгового дома «Новоарбатский» Элеонора Чеснокова. По ее словам, захват произвели представители фирмы «Пульсар», представляющие интересы официального владельца «Новоарбатского» — кипрской компании Parvini Holdings Ltd.

Эксперты отмечают, что захват стал новым этапом передела собственности, начавшегося шесть лет назад. Тогда к Банку Москвы перешли права по кредиту владельца магазина — торгового дома «Семенов и сыновья» (вернуть деньги банку не удалось до сих пор). Спустя год «Семенов и сыновья» продал «Новоарбатский» аффилированной структуре — ЗАО «Новоарбатское», а в 2001 году торговый дом был признан банкротом. Банк Москвы оспорил действительность сделки (ее сумма, по некоторым данным, составила 2,4 млн. долларов, хотя по рыночной цене универмаг в центре Москвы должен был стоить более 20 млн. долларов). И через процедуру конкурсного производства гастроном был продан кипрской компании Farrugia Holdings Ltd. Чуть позже его выкупила Parvini.

В ночь с 11 на 12 июля 2004 года неизвестные люди в униформе строителей заблокировали входы в магазин и несколько часов удерживали внутри сотрудников магазина и покупателей. Захватчики, выдворенные милицией, 15 и 16 июля пришли снова. Источники в руководстве «Новоарбатского» тогда рассказали ГАЗЕТЕ, что арендаторов таким образом вынуждают покинуть свои помещения, хотя никаких предписаний они не получали (площади в гастрономе арендуют компании «Салазар» и «АБМ-Холдинг», заключившие договоры аренды с ЗАО «Новоарбатское», когда оно являлось владельцем магазина).

По данным собеседников ГАЗЕТЫ, новым владельцем магазина через аффилированные структуры является Банк Москвы. В самом банке это не подтверждают. Но в доверенности на распоряжение имуществом торгового дома, выписанной фирме Parvini, вице-президент Банка Москвы Татьяна Удальцова названа представителем кипрской компании. Сама же Удальцова заявляла тогда, что «банк не является собственником магазина», и отрицала наличие каких-либо связей с захватчиками. Банк Москвы, по ее словам, помогал Farrugia и Parvini оформить сделку по продаже магазина и был заинтересован в том, чтобы закрыть «дыру» в балансе от не возвращенного «Семеновым» кредита.

Многое в борьбе за гастроном объясняет его цена. По мнению специалистов по торговой недвижимости, опрошенных ГАЗЕТОЙ, рыночная стоимость «Новоарбатского» составляет около 30—35 млн. долларов. Это почти в 15 раз превышает сумму, за которую магазин был продан «Семеновым» и сделку по которой оспорил банк.

Представители «Пульсара» требуют сейчас у 50 арендаторов помещений на территории магазина перезаключить с ними договор об аренде помещений, говорит Чеснокова. Иначе представители «Пульсара» не пустят их завтра в здание торгового дома.

Таким образом новые собственники пытаются повысить инвестиционную привлекательность объекта или его рентабельность за счет прекращения отношений с текущими арендаторами, полагают эксперты. Когда же правовая позиция не позволяет этого сделать, арендаторов нередко пытаются принудить к расторжению контракта, делая условия работы невыносимыми. На российском рынке существует ряд собственников, которые, получая подобный ликвидный объект, используют все возможные методы для его освобождения, выставления на продажу или перепрофилирования.

СПРАВКА

«Новоарбатский» — один из крупнейших торговых комплексов в центре Москвы. На его площади уместятся три футбольных поля (торговая площадь магазина — 5 тысяч квадратных метров, общая — 11 тысяч).

12.10.2004

Дмитрий Кряжев

Алексей Рожков

Газета

*