Федеральная налоговая служба (ФНС) может быть лишена основной своей функции — сбора налогов. По крайней мере такой вариант развития событий вчера не исключил начальник экспертного управления президента Аркадий Дворкович, выступая на конференции «Налоговая стратегия в современных условиях». Сбором налогов, по его мнению, должно заниматься казначейство, а вовсе не налоговые органы.

Официальное появление г-на Дворковича на публике после полугодового молчания было, по сути, первым в его новом статусе, не считая единственной пресс-конференции бывшего заместителя министра экономического развития и торговли вскоре после назначения на новую должность. Судя по всему, в администрации прорабатываются некие новые векторы налоговой реформы. Если раньше главным направлением объявлялось снижение налогового бремени, сегодня все ведомства, причастные к реформе, пишут концепции по усилению налогового администрирования. Основные направления администрирования две недели назад определили на посвященном этой теме заседании правительства.

Казалось бы, все возможные аспекты темы улучшения сбора налогов тогда были исчерпаны: усиление контроля и за плательщиками, и за самими налоговиками, законодательное разграничение легальных и незаконных схем минимизации, создание разнообразных информационных баз, ликвидация трансфертного ценообразования, электронные счет-фактуры НДС. Заместитель министра финансов Сергей Шаталов вчера вновь повторил эти же самые пункты, необходимость которых, в общем, никто и не оспаривает. Новый ракурс проблемы, найденный г-ном Дворковичем, вызвал у г-на Шаталова неподдельное изумление.

Основная задача налоговых органов, по словам главы экспертного управления президента, — контроль за соблюдением налогового законодательства. То есть выявление налоговых уклонистов, помогающих им юристов и разнообразных криминальных схем минимизации. Освобождение налоговых органов от функций сбора доходов в бюджет позволило бы им сосредоточиться на функциях контроля, уверен г-н Дворкович. «Должна поменяться психология инспектора: он должен следить за исполнением налогового законодательства, а не за получением денег», — пояснил г-н Дворкович в беседе с журналистами. А налоговые платежи налогоплательщики могли бы перечислять непосредственно на бюджетные счета в казначейство.

Контраргумента у Минфина на это не нашлось. Похоже, г-ну Шаталову полностью спутали карты. Минфин, поглотивший-таки после нескольких лет административной борьбы налоговое ведомство, лелеял планы устроить сбор налогов так, как «надо бюджету». Планов было громадье, помимо концепции усиления администрирования у самого г-на Шаталова было несколько новых идей оптимизации сборов налогов. Например, разобраться наконец с таможенными пошлинами. Таможенные сборы являются одним из основных неналоговых доходов бюджета, а контролируют их таможенники, что было давним предметом раздражения и зависти Минфина. Ноу-хау Минфина — упорядочение пошлин и усиление контроля за их уплатой — Сергей Шаталов представил вчера на суд слушателей. Однако после заявления Аркадия Дворковича эта тема явно отошла на второй план.

«Наверное, это хорошая перспективная цель — сосредоточить внимание налоговиков на контроле за соблюдением налогового законодательства, — единственное, что нашелся сказать г-н Шаталов журналистам по поводу новой идеи, — но говорить о том, что они не должны следить за тем, чтобы обеспечить доходы бюджета, наверное, пока преждевременно». А казначейство — это технический центр, который обслуживает налогоплательщиков и получателей бюджетных средств, не занимаясь непосредственно тем, чтобы каким-то образом мобилизовать доходы. Он получает деньги и распределяет их, уточнил заместитель министра финансов.

Самих сотрудников Федеральной налоговой службы инициативы по новой реорганизации функций их ведомства ввергли в состояние легкого шока. «Пока нет дополнительных распоряжений правительства, мы будем работать в прежнем режиме», — сказали в ФНС.

Будет реализована эта идея или нет, но сотрудники администрации президента обычно зря слов на ветер не бросают. Видимо, некая перетряска налоговиков все-таки ждет.

Ирина СКЛЯРОВА

«Время новостей»

№ 187 13.10.2004

"Время новостей"

***