В России продолжается бум продаж иномарок, однако в последнее время, как отмечают участники авторынка, подержанные иномарки быстро теряют свои позиции — во всяком случае, на них уже приходится менее 50% объемов импорта. По предварительным прогнозам, за 9 месяцев 2004г. продажи новых иномарок составили не менее 240 тыс. автомобилей, причем как минимум три автопроизводителя — Toyota, Hyundai и Ford или уже перешли, или максимально приблизились за этот период к рубежу в 30 тыс. проданных автомобилей. По прогнозам PricewaterhouseCoopers, по итогам этого года в России будет продано примерно в два раза больше новых иномарок, чем подержанных, тогда как год назад соотношение было обратным.

Успех новых автомобилей иностранного производства объясняется довольно просто — многие иностранные компании вывели на российский авторынок «бюджетные» модели автомобилей, цена которых колеблется в пределах 10 тыс. долл. и ниже, с другой стороны, развитие в стране автокредитования дает представителям российского среднего класса вполне безболезненно приобретать автомобили ценой до 20 тыс. долл. Сейчас на российском авторынке присутствует свыше 50 моделей иномарок, которые в базовой комплектации стоят не более 20 тысяч, большинство из которых являются бестселлерами своих компаний. Выбор «бюджетных» иномарок сегодня огромен, но купить в день заказа можно далеко не каждую модель. По-прежнему самыми дешевыми на авторынке являются узбекские Daewoo — цены на Matiz в сентябре в автосалонах Москвы начинались с 6 800 долл., более крупная и более старая Nexia стоит от 9 500 долл. Несмотря на то, что последняя их этих машин за полгода даже подскочила в цене, 9,5 тыс. — это, похоже, предел для безнадежно устаревших «узбекских иномарок», и вряд ли в ближайшее время на авторынке много новых моделей, способных конкурировать по цене с автомобилями Daewoo. Серьезную конкуренцию по цене своих автомобилей Daewoo намерена составить лишь французская Renault, которая вместе со своими партнерами по CП «Автофрамос» из московского правительства грозится заполонить Россию машинами по цене «около 5 тыс. долл.». Первым шагом на этом пути стал производящийся в Москве Renault Symbol, следующим шагом компании станет вывод на российский авторынок имеющей румынские корни модели Logan, именно она должна, по уверениям руководства «Автофрамоса», стоить в районе 5 тыс. долл. Однако ужесейчас ясно, что Renault Logan нельзя будет купить за такие деньги — едва ли в России в обозримом будущем удастся приобрести новый Logan дешевле, чем за 8 тыс. евро. Одним из последних игроков, зашедшим в сегмент «бюджетных» иномарок, стал Volkswagen. Концерн переориентируется на более широкие слои покупателей. Провальная маркетинговая стратегия и слишком высокие цены на VW позволили японским и корейским маркам обогнать компанию не только в России, но и в Европе. Теперь Volkswagen решил форсировать продажи на развивающихся рынках новой модели Pointer по цене менее $10 тыс. Pointer — экспортное название хэтчбэка Volkswagen Gol, уже много лет выпускаемого в Бразилии и популярного в Китае, Мексике, Уругвае и Аргентине. Похоже, что данный маркетинговый ход себя оправдывает — заказов на Pointer в России предостаточно, и это при том, что при минимальной цене 9,5 тыс. долл. в комплектации будут отсутствовать даже самые необходимые опции. Наиболее активным иностранным автопроизводителем на рынке «народных автомобилей» сейчас является General Motors. На совместном с Волжским автозаводом предприятии «GM-АвтоВАЗ» производятся уже две модели Chevrolet — внедорожник Niva и хэтчбек Viva (последняя модель, правда, еще не продается). И как сообщает российское представительство GM, в октябре на российский рынок запускается целая линейка из 4 «корейских» моделей Chevrolet (производства компании GMDAT, образованной вместо обанкротившейся Daewoo) — две из них, компактный Aveo и более просторный Lacetti, будут стоить в районе 10 тыс. долл. Появление все большего количества недорогих иномарок, и, что более важно, их популярность на российском рынке позволяют говорить о захвате российского автомобильного рынка иностранцами. Согласно приблизительным подсчетам, сейчас каждый четвертый новый автомобиль, проданный в России — иномарка. Следующий год сулит иномаркам треть российского авторынка. Для этого иностранцам необходимо продать 450 тыс. вместо запрогнозированных на этот год 300 тыс. автомобилей. Таким образом, за счет увеличения импорта иностранных автомобилей и с развитием в России производств иностранных автокомпаниями уже через два года производство отечественных автомобилей наконец-то можно будет закрыть…

РБК

*