В середине 70-х годов кино в России, было больше, чем просто кино. Количество посещений кинотеатров на душу населения составляло свыше 19 раз в год. Для сравнения, сейчас среднестатистический москвич ходит в кино хотя бы один раз в год, тот кто живет далеко за пределами МКАДа – только 0,3 раза, средний американец ходит в кино 5,5 раз в год.

В конце 80-х, когда расцвел неконтролируемый рынок подпольных видеосалонов, кинотеатры не смогли конкурировать с ними из-за того, что не смогли обеспечивать тот репертуар, который предлагался на видео. В 90-х предприниматели превратили пустующие помещения кинотеатров в автосалоны, мебельные магазины и дискотеки. На экранах фильмы крутились редко, а качество кинотеатров оставалось на уровне 80-х. Люди перестали ходить в кино и аренда огромных площадей стала основным доходом кинозалов.

В последние годы ситуация стала меняться. Объем кинорынка уже четвертый год подряд растет. В 2001 году доходы от продажи билетов в России составили 50 млн. долларов, в 2002 – 110 млн. долларов. В 2003 наши соотечественники оставили в кассах кинотеатров 200 млн. долларов (причем 60% из этой суммы пришлось на московские кинотеатры). Как ожидается, этот показатель в 2004 году достигнет 270 млн. долларов. Миллионные инвестиции в реконструкцию кинотеатров и строительство мультиплексов стали выгодным бизнесом. Многозальные кинотеатры вытеснили однозальные, оказавшись более рентабельными. Доходность коммерческих кинотеатров в Москве сегодня оценивается в 25% годовых. Окупаемость составляет 3-4 года, при средней загрузки зала от 30%. В лучших московских кинотеатрах заполняемость достигает 70-80%.

По словам специалистов, такой посещаемости нет даже в США. Распространение мультиплексов называют главной причиной роста цен на билеты в кино. По словам гендиректора мировой сети кинотеатров Vue Алена Макнэйра, по всему миру цены на билеты в мультиплексах выше, чем в независимых кинотеатрах, которые они вытесняют.

Сейчас мультиплексы, ставшие для зрителя не только местом просмотра фильмов, но и местом общения, способны удовлетворить любые запросы потребителей. Наличие ресторанов, кафе и баров очень влияют на степень привлекательности конкретного кинотеатра. И если с инфраструктурой и современным оборудованием кинотеатров все не так плохо, то их репертуар оставляет желать лучшего. По словам креативного директора компании «Кино без границ» Антона Мазурова, нам еще далеко до уровня американских многозальников. «В Европе и Америке кинотеатр 8-25 залов показывает весь спектр кинематографа. Придя в кино всей семьей, можно найти продукт на любой вкус. В кинотеатре во всех залах одновременно идут мультфильмы, комедии, триллеры. У нас такого нет», — говорит он.

Руководитель отдела рекламы российского представительства компании United International Pictures Андрей Кокарев считает, что при выборе картины для показа в России прокатчики, в первую очередь, руководствуются коммерческим потенциалом ленты. «Поэтому поставить просто хороший фильм в репертуарный план кинотеатров бывает сложно. Если бы не многозальные кинотеатры, 7 дней в неделю мы смотрели бы только что вышедшего «Гарри Поттера». Ведь кто приносит деньги в кассу и наполняет кинотеатры, на того и рассчитывают при расписании репертуара». «Любой мультиплекс в России используется как конвейер. В московском 11-зальнике может идти лишь 5 фильмов!»,- говорит А. Мазуров.

Наше кино

Несмотря на то, что за прошедшие 2 года появилось больше коммерческих картин российского производства, вышедших в широкий прокат, подавляющую часть сборов в российском кинопрокате делают фильмы иностранного производства. Это можно объяснить тем, что на производство качественного коммерческого фильма требуются значительные финансовые ср%

*