Георгий Ярцев: "Аленичева приберегли для матча в среду". Перед отлетом в Лиссабон главный тренер сборной России дал интервью корреспонденту "СЭ"
— Есть ли футболисты, которые в случае чего по первому зову готовы моментально прилететь в Португалию, чтобы присоединиться к сборной?
— Есть. И не один. Только вряд ли я пойду на этот шаг. Все футболисты сборной — самодостаточные, самолюбивые люди, и срочно кого-то выдергивать всего лишь ради того, чтобы затыкать дыры, пока нет никакой необходимости. Да, на нас обрушилась эпидемия травм. Но в данный момент у нас есть 18 футболистов, которые готовятся к матчу с португальцами.
— В число этих 18 входит и Каряка. Но что вы намерены делать, если приболевший в Люксембурге самарец не успеет поправиться к среде?
— Вообще-то я надеюсь на лучшее. Есть аспирин, другие жаропонижающие средства, которые помогут сбить высокую температуру. Если Каряка будет готов сыграть с португальцами — обязательно выйдет на поле.
— Аленичева вы в Люксембурге специально оставили в запасе, чтобы приберечь к матчу с Португалией?
— У него выдался тяжелейший сезон, и я не посчитал нужным задействовать его в поединке против более слабого соперника. Мы договорились, что Аленичев получит отдых. При этом в любой момент, если бы возникла такая необходимость, он был готов вступить в игру.
— Какие видеоматериалы собираетесь просмотреть перед встречей в Лиссабоне?
— Записи всех игр наших ближайших соперников в текущем отборочном цикле (когда мы беседовали, еще не было известно о сенсации в матче Лихтенштейн — Португалия, который завершился со счетом 2:2. — Прим. М.К.). Безусловно, не раз вернемся к нашему матчу на чемпионате Европы. Россия выглядела тогда не так уж и плохо, хотя после удаления Овчинникова весь второй тайм мы провели в меньшинстве. Все понимают, что предстоящая игра будет очень сложной. Португалия — фаворит нашей группы, и этим все сказано.
— Вы намерены избрать оборонительный вариант?
— Если станем отсиживаться в защите, ничего путного добиться не сможем. Это не моя тактика. А вот усилить середину поля тем же Алдониным, возможно, стоит.
— Выходит, собираетесь играть в Лиссабоне с пятью хавбеками и одним форвардом?
— Пока не готов ответить на этот вопрос.
— Хотя бы приблизительный состав на этот матч у вас уже есть?
— Есть. Насколько он будет отличаться от того, что выходил в Люксембурге? Думаю, изменения будут минимальными.
— Встреча на «Жозе Алваладе» начнется в пятнадцать минут первого ночи по московскому времени. Надо полагать, это также создаст дополнительные неудобства российской сборной?
— Конечно. Мы вновь попадем в другой часовой пояс, изменятся погодные условия. Но выбора нет, а потому за несколько дней постараемся перестроиться, будем тренироваться, проводить теоретические занятия.
Нам предстоит встреча с очень серьезным соперником. Деку, Роналдо, Манише и все остальные — вице-чемпионы Европы, звезды европейской величины. На их фоне сборная России выглядит поскромнее, однако у нас есть свои козыри, и мы постараемся их использовать.
— Вернемся к матчу против сборной Люксембурга. Два тайма этой встречи, на мой взгляд, отличались друг от друга слишком уж разительно. Согласны?
— Конечно, ведь поначалу у нас действительно отнюдь не все получалось. К сожалению, не удалось забить быстрый гол, хотя до перерыва это могли сделать Сычев, Булыкин, Кантонистов. Но стоило открыть счет, и команда заиграла легко и уверенно. В перерыве я внес небольшие поправки, попросил больше дорожить мячом. Люксембург защищался дисциплинированно, и длинные переводы, которыми мы грешили в первом тайме, большого эффекта не давали — форвардам было трудно зацепиться за мяч. Когда команда перешла на короткий и средний пас, все быстро наладилось.
— Вдобавок Россия после перерыва резко прибавила в движении. Почему же не действовала в таком темпе первые 45 минут?
— Именно потому, что играла неправильно. Я-то как раз считаю, что движения было много, только вот было оно в основном бесполезным. Второй тайм игроки провели совсем по-другому — свободно и раскованно. Полузащитники стали чаще принимать мячи, наладили атакующие действия, и в итоге мы начали один за другим создавать голевые моменты.
— Вы преподнесли сюрприз, определив на место левого полузащитника Кантонистова. Можно ли сказать, что краснодарец не оправдал вашего доверия?
— Каряка затемпературил непосредственно перед матчем, и мы, таким образом, понесли очередную потерю. Понятное дело, что именно он планировался на эту позицию. В кратчайшие сроки мне было необходимо принять решение, и выбор пал на Кантонистова. Быть может, ему помешала робость или неуверенность, да и у себя в «Кубани» он выступает в середине поля. В любом случае мне показалось, что картины этот футболист не испортил, и я вовсе не считаю, что он провалил дебют. Хотя соглашусь, что игру он брал на себя мало, а однажды обязан был забивать.
— И все же после выхода Бояринцева пошел совсем другой футбол. Прежде всего, наконец-то заработали фланги.
— Верное замечание. Бояринцев добавил команде движения, и на противоположном краю тотчас преобразился Гусев. Кстати, полагаю, что полузащитник ЦСКА в самом ближайшем будущем вернется на свой оптимальный уровень. Когда соперник защищается большими силами, очень многое, если не все, зависит от фланговой игры. Нам она во втором тайме, вне всяких сомнений, удалась. Да и замены команду усилили.
— Вам понравился Аршавин в роли диспетчера?
— Вполне. Очень рад за него, ведь перед матчем у нас была достаточно обстоятельная беседа. В «Зените» он лидер, от него зависит вся конструктивная игра команды. Но нередко случается, что в клубе у футболиста многое получается, а в сборной — нет. Я интересовался у Аршавина, в чем дело, не боится ли он совершить ошибку или же быть замененным. Решил предоставить ему в Люксембурге полную свободу действий, заранее дал понять, что предстоит играть весь матч. И он не подкачал, отработал очень продуктивно, особенно во втором тайме.
— Ожидали столь яркой игры от Сычева?
— В отличие от Булыкина, который свои моменты не использовал, он-то как раз в завершающей стадии был точен. Да и вообще отыграл на очень приличном уровне, выполнил большой объем работы, всеми своими действиями излучал уверенность. Наградой ему стали три гола. И не где-нибудь, а в матче за сборную.
Максим КВЯТКОВСКИЙ
из Люксембурга
*