Вчера сборная России, которая в субботу разгромила Люксембург — 4:0, переехала в Лиссабон. Здесь ей в среду предстоит встретиться с Португалией — командой, разъяренной сенсационной ничьей с Лихтенштейном.

Футболисты и тренеры сборной России узнали о сенсационном результате матча в Лихтенштейне едва ли не позже всех. В то время как сводки спортивных новостей разносили по миру сообщение о том, что португальцы потеряли два очка в игре с «мягкими игрушками», наша команда, одолев соперников примерно такого же уровня, спокойненько совершала перелет по маршруту Люксембург — Лиссабон. И не ведала, что и без того тревожный вояж в гости к вице-чемпионам Европы теперь превращается в путешествие прямиком в логово раненого зверя…

    Георгий Ярцев очень похож на своего коллегу тренера сборной Люксембурга — легендарного датчанина Аллана Симонсена. Во всяком случае, такое впечатление сложилось по ходу послематчевой пресс-конференции в тесноватом подтрибунном помещении стадиона «Жози Бартель». Внешнее сходство как-то очень удобно, почти по-семейному сидящих рядышком экс-форвардов усиливалось плохо скрываемой озабоченностью обоих. Ведь и победитель, и проигравший, словно автоматически отвечая на вопросы, мысленно были уже не здесь.

    И если Симонсен еще до субботней встречи заявлял, что главным из двух стыковых матчей для него является предстоящее «альпийское дерби» с Лихтенштейном, то Ярцев, предупрежденный через «СЭ» тренером сборной Латвии Александром Старковым, только после финального свистка признал приоритет лиссабонского поединка. Нет, наш тренер до игры не кривил душой. Просто какая там «разминка перед Португалией»! Какая там опасность недооценки слабого соперника! Все то, что происходило и происходит в нашей сборной в последнее время — от летнего фиаско до осенней эпидемии травм, — не позволяет загадывать и заглядывать даже на один шаг вперед.

    Скажу больше. Сегодня наш шанс, на мой взгляд, в признании собственной, скажем так, неведущей роли в европейском футболе. Именно это, а не попытка добиться иллюзии «равенства» в виде вымученных ничьих, даст нам ту самую безотчетную дерзость аутсайдера, которой, думаю, прежде всего не хватало на Euro-2004 в играх с Испанией и Португалией. И именно это в предстоящем матче может стать главным козырем.

    Конечно, есть соблазн выстроить оборонительные бастионы. Так, кстати, и поступили будущие творцы сенсации в Лихтенштейне. Выстроили — и пропустили в первом тайме два мяча. Чтобы во втором плюнуть на все и заставить нас подумать: уж не от слова ли «лихо» этот самый Лихтенштейн? И сравнять счет — справедливости ради скажем, что произошло это не без помощи удачи и самих португальцев, уже начавших активно почивать на лаврах.

    Для Люксембурга матч в среду — почти финал. Команда, никогда не занимавшая в отборочных турнирах чемпионатов мира место выше последнего, ставит своей целью обогнать в итоговой таблице другого «лилипута». Так что победа на своем поле просто необходима. Тем более после того, как Лихтенштейн коварно записал в свой актив совсем незапланированное очко. («Так не договаривались!» — впору воскликнуть болельщикам Великого Герцогства.)

    Наша игра в Лиссабоне пока не решающая. К тому же нам — ха-ха — еще лететь в Лихтенштейн. А если серьезно, то в среду у российской команды едва ли не последний шанс, скажем так, рискнуть без риска потерять все в турнирном смысле.

    Ярцев, поначалу еще рассуждавший о возможности пополнения из Москвы, что технически выполнимо, в итоге отказался от этой мысли. Хочется надеяться на то, что он чувствует нерв команды, некий настрой, в который не надо вмешиваться, который не надо теребить новыми вливаниями. По сути дела, каждый из сегодняшнего ярцевского недокомплекта из 18 игроков (в это число, напомню, входит и заболевший Каряка) может реально претендовать на выход на поле, тем более с учетом замен. Будь то Аршавин, которого Ярцев словно по инерции продолжает называть дебютантом и который, несомненно, заявил о себе в субботу как об игроке основного состава. Или же реальный новичок Кантонистов, который, по словам того же Ярцева, далеко не провалил свой дебют. Когда еще такое было? И здесь наша проблема может опять же обернуться благом. Если, конечно же, она не примет катастрофических размеров.

    …В прежние времена любые проколы со связью во время спортивных телетрансляций ловко объяснялись «помехами за пределами Советского Союза». Извиняясь за звуковые провалы по ходу репортажа из Люксембурга, местные организаторы в до боли знакомом стиле сослались на «помехи за пределами Великого Герцогства». В любом случае лишенный возможности в субботу попрощаться в прямом эфире, я сегодня обращаю свое обычное пожелание нашей редеющей на глазах команде — и, боже упаси, никакой иронии здесь нет. Так же, как не может быть иронии в словах Ярцева, когда он говорит, что уже научился на расстоянии читать сводку проблем в глазах врачей сборной. А уж когда Сенников и Анюков на тренировке столкнулись в высоком прыжке и, показалось, с треском разлетелись в стороны…

   

"СПОРТ-ЭКСПРЕСС"

*