Кредит – не роскошь, а средство приобретения
В ряде регионов России продажи автомобилей LADA в кредит достигают до 50% от объема реализации автомобилей
Маркетологи уже неоднократно отмечали влияние кредитования покупки автомобиля на рост продаж на автомобильном рынке, происходящий в этом году. 2004 год стал периодом активного развития этого метода реализации автомобилей. Предложение услуг по автокредитованию уже воспринимается потребителями как неотъемлемая часть работы автомобильных дилеров. Многие зарубежные автопроизводители предпринимают серьезные шаги по внедрению собственных корпоративных программ кредитования в России. О том, что в этом направлении делается в ОАО «АВТОВАЗ» и о ситуации в целом на рынке автокредитования рассказывает начальник управления по маркетингу ОАО «АВТОВАЗ» Александр Бредихин.
— Насколько сегодня актуально внедрение продаж автомобилей в кредит?
— Развитие системы кредитования является одним из важнейших факторов, влияющих на ситуацию на автомобильном рынке России. Сегодня предоставление потребителям возможности покупки автомобиля в кредит стало неотъемлемым условием успешной работы и автопроизводителя, и его дилеров. Конкуренция на российском рынке услуг по автокредитованию растет. В этом процессе участвует не один десяток банков. У покупателя появилась реальная возможность выбора более приемлемых для себя условий кредита и суммы ежемесячных выплат, которые могут различаться на сотни долларов в месяц. Усиление конкуренции делает автомобиль более доступным для потребителя, и, соответственно, спрос на машины увеличивается.
— Какова история и перспектива развития этой формы продаж в мире и в России?
— В США и Западной Европе такая форма продажи автомобилей существует уже очень давно, и в настоящее время более 60% всех продаваемых там автомобилей реализуются именно в кредит. А большая часть оставшихся 40% — с применением другой формы финансирования, в лизинг. Причём в периоды спада продаж (как это было осенью 2002 года в США) автопроизводители, можно сказать, «выживают» за счёт предложения именно кредитных схем, зачастую даже беспроцентных (то есть ставка по кредиту равна 0%) и без первого взноса.
С приходом на российский рынок иностранных автомобильных компаний усилилась конкуренция, и отечественная система кредитования стала бурно развиваться. Все больше банков предлагают услуги по кредитованию.
По различным оценкам, уже к концу 2004 года объем рынка автокредитования в России достигнет 2,5-3 миллиардов долларов. Уже в краткосрочной перспективе потребительское кредитование охватит до 50% автомобильного рынка новых российских автомобилей и до 70% новых автомобилей иностранного производства и в денежном выражении, по прогнозам экспертов, достигнет 5-6 миллиардов долларов.
— Разработана ли на АВТОВАЗе собственная и рекомендованная дилерам программа продажи автомобилей в кредит?
— Сейчас практически все предприятия сервисно-сбытовой сети ОАО «АВТОВАЗ» самостоятельно предлагают программы кредитования. Правильнее даже будет сказать – программы кредитования банков-партнеров. Многие дилеры организовали непосредственно в своих автосалонах рабочие места для представителей нескольких банков и предлагают покупателям на выбор несколько программ по кредитованию с разными условиями. У АВТОВАЗа имеется полностью готовая к внедрению программа кредитования и мы готовы запустить ее в любой момент, если того потребует ситуация на рынке.
— Возможно ли в перспективе сотрудничество с какими-либо банками по программе кредитования АВТОВАЗа?
— В 2003 году АВТОВАЗ реализовал «пилотную» программу кредитования с банком «Автомобильный Банкирский дом» (Тольятти). В ее рамках этот финансовый институт начал выдавать кредиты под покупку автомобилей с апреля 2003 года. Условия кредитования были следующие: первоначальный взнос – 25%; ставка по кредиту 22%, если срок кредитования 1 год; 23%, если срок 2 года и 24% — если 3 года. До конца 2003 года продажа автомобилей в кредит по линии АБД, помимо Тольятти, была организована еще в восьми регионах через официальных дилеров ОАО «АВТОВАЗ». Для этой программы выбирались области основных товаропотоков, где отмечается достаточно высокий спрос, и, соответственно, большой объем продаж автомобилей LADA. На сегодняшний день география работы банка значительно расширилась, также снижены и процентные ставки – сегодня они составляют от 19% годовых.
Кроме этой программы были еще наработки совместно со Сбербанком, проводились переговоры с рядом других коммерческих банков. Более тесное сотрудничество с финансово-кредитными учреждениями по внедрению собственной программы кредитования ОАО «АВТОВАЗ», в принципе, возможно, если того потребует рынок.
— Сколько предприятий сервисно-сбытовой сети на данный момент используют эту форму продажи автомобилей?
— Если ещё год-два назад только около половины наших дилеров предлагали услугу кредитования, то в настоящее время практически все предприятия сервисно-сбытовой сети ОАО «АВТОВАЗ» используют кредитные схемы для реализации автомобилей LADA, сотрудничая, как я уже говорил, иногда с несколькими банками. Продажи автомобилей LADA в кредит в отдельных регионах достигают до 50% от общего объема реализации.
— Какие виды кредитов сегодня используются дилерами АВТОВАЗа?
— Большинство дилеров работают как с региональными банками, так и с представительствами крупных московских банков. Средние процентные ставки по кредитам на автомобили LADA в России составляют в настоящее время 15-22% в рублях и 9-12% в валюте. Минимальный первоначальный взнос, в среднем, от 20 до 30% от стоимости автомобиля. Срок, на который выдается кредит, в большинстве банков составляет от 1 года до 5 лет.
— Насколько выгодна покупка автомобиля в кредит?
— Главный плюс кредитных схем реализации – это возможность, заплатив от 10 до 50% от стоимости автомобиля, уже эксплуатировать его. Это позволяет людям, ранее только мечтавшим о новом автомобиле, совершить такую покупку.
Во-вторых, отсутствует необходимость аккумулировать крупную сумму для покупки автомобиля. Часто достаточно продать подержанный автомобиль и суммы, вырученной от его продажи, хватит и на первый взнос, и на оснащение автомобиля различным дополнительным оборудованием, которое также может предусматриваться кредитом.
В-третьих, как правило, при кредитовании автомобиль обязательно страхуется от ущерба и угона. То есть, что бы с автомобилем не случилось, у потребителя не будет проблем с возвратом кредита.
В принципе, при кредитовании конечная стоимость любого товара увеличивается. Но в случае покупки автомобиля это увеличение при рассрочке платежей на несколько лет нивелируется под воздействием пока ещё достаточно высокой инфляции. Кроме того, специфика данного товара и приемлемые условия кредитования делают покупку автомобиля в кредит весьма привлекательной.
Таким образом, можно пожелать нашим потребителям смелее пользоваться покупкой автомобиля в кредит, ведь он уже не роскошь, а реальное средство приобретения.
Сергей Боровинских
*