В ближайшие недели федеральная законодательная власть передаст президенту очередной обломок российской демократии. На этот раз нас лишат права выбирать себе губернаторов, следом – депутатов-одномандатников, потом – мэров городов, глав районов, сел и поселков. Не ровен час вышестоящий Кремль будет указывать нам, нижестоящим гражданам, на ком жениться, что выпивать и чем закусывать, что читать и смотреть по телевизору (впрочем, последнее уже реализовано). Но беда не в том, что тем самым нарушается Конституция РФ – при нынешнем раскладе в Думе, ничего не стоит изменить Основной закон страны. Гораздо хуже другое: если государственная пирамида строится сверху вниз, то неминуемо получается восточная деспотия или диктатура с присущими им коррупцией, казнокрадством, произволом и, в конечном итоге, распадом государства. Только выстраивая эту пирамиду снизу вверх, можно получить демократию, при которой голос каждого слышим и значим, а его интересы защищены всем порядком жизни.

Сколько власти нужно отдать власти, чтобы людям жилось лучше, а не хуже? К примеру, американцы задались этим вопросом еще на заре своей цивилизации. Для них, вольных переселенцев, государство было не всеподавляющим демиургом, а естественным результатом собственной самоорганизации. Вот почему они уже который век выбирают себе президентов, конгрессменов, сенаторов, губернаторов, мэров, депутатов, судей, начальников полиции, советы школьных округов и т.д. В ситуации реальной политической конкуренции кандидаты просто вынуждены предлагать избирателям все более и более заманчивые планы преобразований. В свою очередь, граждане воспринимают выборы как реальную возможность повлиять на жизнь страны, штата, графства, общины. Аккуратные пластиковые таблички с призывом голосовать за того или иного кандидата на выборный пост являются привычным элементом дизайна приусадебных участков по всей Америке. Причем если в доме проживает несколько семей, то призывы вполне могут оказаться противоположными. Иногда попадаются таблички с лозунгами вроде «Война – это не ответ». Коротко и ясно. Так граждане агитируют сограждан.

Характерно, что более 80 процентов американцев никогда в жизни не соприкасались ни с федеральными властями, ни с властями штата, а сами эти власти расположены в небольших городках. Все знают о существовании таких мегаполисов, как Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Детройт, Хьюстон. И только специалист вам назовет Олбани, Спрингфилд, Сакраменто, Лансинг, Остин. А ведь именно эти городки являются столицами соответствующих штатов – Нью-Йорка, Иллинойса, Калифорнии, Мичигана, Техаса. Именно здесь располагаются губернаторы, законодательные собрания и прочие причиндалы власти. Да и Вашингтон далеко не самый крупный город страны. Таков результат исторического выбора, сделанного отцами-основателями Америки, раз и навсегда установившими: «Власть, знай свое место!».

В России, напротив, сложилось такое устройство власти, при которой Москва возвышается над всей остальной страной как вековая корабельная сосна над подлеском – столицами субъектов Федерации, и одуванчиками – всеми прочими российскими городами. Именно здесь, в основном в пределах Садового кольца, концентрируется политическая и экономическая мощь, накапливаются немыслимые богатства. Запланированное реформирование политической системы неминуемо приведет к тому, что пропасть между центром и провинцией, между властью и гражданами станет еще глубже. Свалиться в нее – дело времени.

Автор – министр печати РФ в 1992–1993 гг., секретарь Союза журналистов России.

«Новые Известия»

11.10.04

понедельник

«Новые Известия»

*