Далеко не все жители России, которая имеет самую большую территорию среди всех государств в мире, до сих пор могут позволить себе собственное транспортное средство. Согласно опубликованному на днях рейтингу автомобилизации стран мира, составленному на основе отчетов специалистов статистической службы ООН, на каждые два десятка россиян приходится примерно три машины.

Россия по показателю количества автомобилей на душу населения не только отстала от ведущих мировых держав — США, Японии, Германии и Великобритании, но и пропустила вперед страны, уступающие ей по многим экономическим показателям, например Барбадос, Уругвай, Суринам. Впрочем, эксперты не торопятся смещать Россию на периферию мировой автомобилизации, поясняя, что сравнивать ее со странами из обеих категорий некорректно. И прогнозируют резкое увеличение доли россиян-автовладельцев уже в ближайшие несколько лет.

Первую строчку в рейтинге ООН, классифицирующем страны по количеству автомобилей на тысячу человек, занимает Америка: на четырех жителей (с учетом детей) приходится примерно три авто. Что неудивительно: Штатам пока удается оставаться флагманом не только мировой экономики, но и автомобилестроения. По данным международной организации автопроизводителей OICA, по итогам прошлого года внутри страны было произведено чуть более 12 млн машин. Американский рынок признан самым емким, и присутствовать на нем стремятся все крупные игроки мировой автоиндустрии.

Впрочем, связь между производством и потреблением, как видно из рейтинга, на США и заканчивается. Второе место по объему производства автомобилей занимает Япония (в 2003 году было собрано 10,28 млн машин), затем следуют Германия (5,5 млн), Китай (4,44 млн), Франция (3,6 млн) и Южная Корея (3,17 млн). В России в прошлом году было произведено 1,28 млн машин.

Но ни одна из этих стран (кроме Франции) не попала в первую десятку, а многие из присутствующих в первой двадцатке рейтинга вообще далеки от автопроизводства и предпочитают импортировать автомобили. Например, Люксембург, занимающий по количеству автовладельцев второе место после США, — 686 на каждую тысячу граждан. Однако не стоит забывать, что в этой маленькой стране самый высокий уровень доходов на душу населения. Вот почему на третьей строчке в рейтинге оказалась консервативная мусульманская Малайзия (641 автомобиль на тысячу человек), опрошенные «Временем новостей» эксперты пояснить затруднились. Они лишь предположили, что играет роль совокупность нескольких факторов: сравнительно небольшое население (23 млн человек), достаточно высокий годовой доход на душу населения (около 9 тыс. долл.) и близость к таким автопроизводителям, как Китай, Япония и Корея. Четвертую и пятую позицию занимают Австралия и Мальта, которые также не имеют собственного автопрома.

Такими показателями не могут похвастаться даже ведущие автомобилестроительные мировые державы. Япония, прославленная на весь мир своими брендами Toyota, Honda, Nissan, по количеству произведенных автомобилей уступает только США, а по числу их владельцев занимает лишь 11-е место — 543 машины на тысячу жителей. Родина таких знаменитых марок, как BMW, Mercedes и Volkswagen, оказалась лишь на 14-м месте — на тысячу немцев приходится 510 машин. Оценивая столь отдаленные позиции ведущих автомобилестроительных держав, эксперты советуют обратить внимание на то, что там достаточно велика численность населения: в Японии проживает более 120 млн человек, а Германия (82 млн человек) является самой большой страной Европы. А поскольку в стратегиях автопрома обеих стран преобладает экспансия, большое количество производимых автомобилей экспортируется. Та же тенденция и в Китае (где проживают 1,3 млрд человек), который по объему производства уступает только США, Японии и Германии, а по показателю количества автомобилей на душу населения не вошел даже в первую сотню.

Россия занимает в рейтинге лишь 53-е место (примерно два автомобиля на каждые 13 человек). Впереди оказались не только все западноевропейские страны, но и Саудовская Аравия, Ливия, Уругвай, Аргентина, Македония и др. Впрочем, на фоне стран СНГ Россия смотрится весьма неплохо. Так, Белоруссия занимает 63-е место, Украина — 65-е (в первой объем производства по итогам прошлого года составил всего 17 тыс., а во второй — 107 тыс. авто), Азербайджан — 80-е, Молдавия — 82-е. «В Советском Союзе развитие автомобильной промышленности и связанной с нею инфраструктуры никогда не было приоритетом», — отмечает аналитик банка «Уралсиб» Вячеслав Смольянинов. Сейчас, говорит он, мы пожинаем плоды политики государства, где на первом месте были железные дороги, а сеть автодорог остается неразвитой до сих пор. В отличие, к примеру, от США, где развитию автопрома и дорожного сообщения всегда уделялось особое внимание.

Однако эксперты указывают на то, что сравнивать Россию было бы корректнее не с США, Японией и Германией, а со странами, схожими по экономическим показателям. «Традиционно при сравнении берут за основу не только количество автомобилей, но и объем ВВП на душу населения», — говорит Гайрат Салимов из ИК «Тройка Диалог». В США этот показатель еще два года назад составлял 31 тыс. долл. на человека. Гораздо нагляднее, по его мнению, сравнивать Россию со странами Восточной Европы, которые ближе по структуре населения (дети составляют гораздо больший процент жителей), а также разделяют с нашей страной переходную стадию экономики. В Восточной Европе больше всего автовладельцев в Словении, Чехии, Эстонии, Литве и Латвии, эти страны в рейтинге находятся в третьем, четвертом и пятом десятках.

По словам аналитика Альфа-банка Максима Матвеева, по показателю ВВП на душу населения Россия (3,7 тыс. долл.) находится в одном ряду с такими странами, как Чехия, Венгрия, Польша, Хорватия (в среднем 4,5—5 тыс. долл.), а также Болгария, Румыния, Турция (чуть более 2 тыс. долл.). Если исходить из того, что в следующем году российский ВВП должен увеличиться до 4,45 тыс. долл. на человека, отмечает эксперт, то степень автомобилизации страны должна вырасти до 240—250 машин на тысячу человек. «Однако из-за недавно введенных таможенных барьеров мы можем и не достичь этого уровня», — предполагает г-н Матвеев.

Г-н Салимов из «Тройки Диалог» также указывает на то, что у России в отличие от многих стран есть большой потенциал роста. За последние годы количество автовладельцев в России значительно увеличилось. Если в 1992 году на каждую тысячу жителей приходилось всего 70 автовладельцев (подобные показатели сейчас имеют Тунис, Чили, Ямайка, Турция), то теперь эта цифра увеличилась более чем в два раза. В 1992 году российские дороги бороздило всего 10 млн автомобилей, а в прошлом — уже 23 млн. В столице концентрация автовладельцев заметно выше, чем на периферии. Если в 1992 году собственное транспортное средство имели лишь 300 тыс. москвичей, в 2003-м — уже 2,5 млн. Количество автомобилей в России за 12 лет возросло в 2,3 раза, а в Москве — более чем в восемь раз.

Сейчас на тысячу москвичей приходится примерно 250 машин. Впрочем, по прогнозам экспертов, к концу десятилетия этого уровня достигнет и Россия в целом — 230 авто на тысячу человек, по оценке «Тройки Диалог», и 210 — по оценке банка «Уралсиб». По подсчетам Альфа-банка, основанным на прошлогодних данных ГИБДД, показатель автомобилизации в России несколько выше, чем указано в рейтинге ООН, —162 машины на тысячу жителей. В этом году, по приблизительной оценке, говорит эксперт банка Максим Матвеев, эта цифра увеличилась до 170.

Россия оставила позади такие государства, как Мексика, Марокко, Парагвай, Ирак, Мозамбик, Эфиопия, Нигерия (в последних двух автомобиль имеет лишь один человек из тысячи). А в Малави и Афганистане на тысячу жителей приходится менее одной машины. Впрочем, там у населения есть и другие собственные средства передвижения.

Рейтинг стран по числу автомобилей на душу населения

Место Страна Кол-во автомобилей на 1000 человек
1. США 765
2. Люксембург 686
3. Малайзия 641
4. Австралия 619
5. Мальта 607
6. Италия 566
7. Франция 565
8. Канада 563
9. Новая Зеландия 560
10. Австрия 558
11. Япония 543
12. Португалия 537
13 Исландия 522
14. Германия 519
15. Норвегия 494
16. Бельгия 484
17. Испания 471
18. Кипр 450
19. Ливан 434
20. Великобритания 426
21. Нидерланды 417
22. Словения 413
23. Дания 408
24. Чехия 399
25. Катар 378
26. Ирландия 359
27. Эстония 353
28. Саудовская Аравия 336
29. Греция 329
30. Бахрейн 322
31. Антигуа и Барбуда 302
32. Багамские о-ва 289
33. Литва 267
34. Израиль 263
35. Венгрия 262
36. Польша 261
37. Болгария 239
38. Словакия 237
39. Ливия 234
40. Хорватия 233
41. Сент-Китс и Невис 223
42. Латвия 214
43. ОАЭ 193
44. Барбадос 188
45. Уругвай 174
46. Тонга 174
47. Суринам 172
48. Аргентина 170
49. Сент-Люсия 166
50. Доминика 163
51. Сингапур 158
52. Македония 157
53. Россия 156
54. Тринидад и Тобаго 151
55. Оман 150
56. ЮАР 146
57. Мексика 138
58. Румыния 135
59. Фиджи 129
60. Сейшельские о-ва 118
61. Коста-Рика 116
62. Венесуэла 110
63. Белоруссия 109
64. Сент-Винсент и Гренадины 100
65. Украина 98
66. Панама 97
67. Чили 97
68. Маврикий 88
69. Алжир 87
70. Ямайка 85
71. Бразилия 81
72. Тунис 71
73. Турция 67
74. Парагвай 63
75. Доминиканская республика 62
76. Сальвадор 57
77. Ботсвана 57
78. Вануату 54
79. Марокко 53
80. Азербайджан 51
81. Ирак 50
82. Молдавия 49
83. Иордания 47
84. Боливия 46
85. Эквадор 44
86. Самоа 41
87. Перу 41
88. Гвиана 41
89. Албания 35
90. Никарагуа 33
91. Филиппины 31
92. Кабо-Верде 30
93. Египет 30
94. Колумбия 29
95. Джибути 28
96. Шри-Ланка 25
97. Иран 23
98. Индонезия 21
99. Дем. Респ. Конго 19
100. Гватемала 19
101. Сенегал 18
102. Папуа—Новая Гвинея 13
103. Либерия 13
104. Гаити 12
105. Индия 12
106. Кот-д»Ивуар 12
107. Сьерра-Леоне 11
108. Гондурас 11
109. Китай 10
110. Белиз 10
111. Непал 9
112. Камерун 8
113. Пакистан 8
114. Гвинея-Бисау 6
115. Мьянма 6
116. Буркина-Фасо 6
117. Мавритания 5
118. Гвинея 5
119. Бурунди 5
120. Нигер 4
121. ЦАР 4
122. Ангола 4
123. Уганда 4
124. Сомали 3
125. Судан 3
126. Чад 3
127. Бенин 2
128. Бангладеш 2
129. Мозамбик 2
130. Руанда 2
131. Эфиопия 1
132. Нигерия 1
133. Мали 1
134. Мадагаскар 1
135. Малави менее 1
136. Афганистан менее 1

Источник: РБК

Яна ГОДОВАНАЯ

«Время новостей»

№ 185 11 октября 2004 г.

"Время новостей"

***