«Остановить издевательство над детьми и засилье низкопробной музыкальной продукции на общероссийских телеканалах!» — с таким призывом отправляются в Москву организаторы республиканского фестиваля популярной музыки и современного танца «Созвездие – Йолдызлык» из Татарии.

«С кем вы, мастера культуры?» — этот вопрос генеральный продюсер и директор республиканского Центра по поддержке талантливых детей и молодежи Дмитрий Туманов и художественный руководитель фестивального Движения красоты и таланта РТ Евгений Аладинский собираются задать в комиссии по культуре Госдумы России. Организованный при непосредственном участии Туманова и Аладинского фестиваль «Созвездие — Йолдызлык» проводится в Казани уже пятый год. За это время он завоевал широкое признание не только в Татарстане, но и в регионах России, количество участников непрерывно растет. Достаточно сказать, что в этом году ожидается около 400 тысяч конкурсантов в возрасте от 5 до 25 лет. И все это при смехотворной сумме, которая выделяется из местного бюджета на его проведение – 1 миллион 400 тысяч рублей в год. В этом смысле колегам из Казани в самом деле есть что рассказать в Москве. Но главную свою задачу они видят не в этом.

Дмитрий Туманов:

— Мы хотим обсудить с депутатами Госдумы, лично с Иосифом Давыдовичем Кобзоном то положение, которое сложилось в области массовой музыкальной культуры в нашей стране и предложить свои пути преодоления кризиса. Последние несколько лет с телеэкранов нам настойчиво навязываются отвратительные стереотипы – пошлость, безвкусица, скабрезность, а также культ наживы и принцип «популярность любой ценой». Я говорю о так называемых музыкальных конкурсах, которые транслируют каналы ОРТ и РТР, — о проектах «Фабрика звезд» и «Народный артист».

Если еще пару лет назад эти проекты действительно имели некое подобие конкурсов, проводимых в рамках представлений о музыке, о культуре, о морали, то теперь все гораздо хуже. Это какой-то дикий симбиоз программ «За стеклом» и «Угадай мелодию», зрелище, приводящее в ужас педагогов и психологов, профессиональных артистов и музыкантов. Понятно, что все это обычная калька с западных аналогов. Но нас волнуют не телевизионные задумки или коммерческая составляющая, нам жаль детей. Их унижают, заставляют заниматься моральным стриптизом перед огромной аудиторией.

И кто за этим стоит? Господа, которые узурпировали право судить о культуре нашего великого многонационального народа: Алла Борисовна со товарищи, вся эта столичная поп-тусовка… Они делают, что хотят, навязывают свое видение, свое мнение целому государству. При этом детей делают психопатами. Только из нашей республики за это время пострадало уже с десяток юных талантов. На другом национальном канале Тигран Кеосаян также взял на себя смелость быть вершителем судеб подростков, которые как мотыльки летят в столицу за славой. Для меня загадка, отчего правительство России не обращает внимания на положение вещей, почему молчит общественность?

Евгений Аладинский:

— Если мы пытаемся строить гражданское общество, то такая ситуация недопустима. Почему такие перекосы в составе жюри? Ведь там нет ни одного действительно прогрессивного музыканта, подлинно «народного артиста», такого, как например Юрий Шевчук или Андрей Макаревич. Отчего там постоянно мелькают физиономии заштатных деятелей шоу-бизнеса или престарелых поп-звезд, которых нынешнее поколение всерьез не воспринимает? Тем не менее, эти люди взяли на себя право судить, формировать вкусы огромной молодежной аудитории. Всероссийские телеканалы стали их рупором. Но чье видение они отражают? В лучшем случае, поклонников поп-агломерата «Пугачева–Киркоров», то есть специфической и небольшой части населения. А как же многонациональная российская культура?

Эти вопросы «ходоки» из Казани собираются задать от имени организации, успешно работающей в Татарстане и продвигающей местные, в том числе и национальные таланты. Но национальность в данном случае не важна. Казанцы уверены: к каждому ребенку, подростку, к молодому артисту должно быть проявлено внимание и сочувствие. Иначе любая «фабрика» не имеет смысла. Будущая «звезда» (да что там — человек!) может сломаться навсегда. В Казани понимают, что московские проекты в первую очередь — коммерческие. Но тогда не надо «наводить тень на плетень». «Скажите, сколько тут нужно заплатить, чтобы стать народным артистом?» — спрашивает молодые люди, приезжающие на фестиваль в Казань. Они прочли об этом в газетах, которые регулярно рассказывают про московские музыкальные конкурсы и скандалы, связанные с ними. Однако они пока что не прочли ни одного опровержения или об иске в суд по поводу клеветы…

«Если в Москве нет положительных примеров, надо посмотреть в регионах», — организаторы фестиваля из Татарстана считают, что у них есть опыт, которым можно поделиться. В «Йолдызлыке» созданы четкие критерии оценки, условия, по которым производится отбор участников на конкурс. В комиссиях работают профессионалы — настоящие народные и заслуженные артисты республики Татарстан. Они не боятся возможных будущих конкурентов на поп-сцене, передела прибыльных участков шоу-рынка. Поэтому их оценки предельно объективны: «Ребята приезжают из глухих деревень. Там, чтобы решиться на поездку, одной мечты маловато – без яркого таланта никто не едет. Такие голоса прекрасные встречаются! Но им нужно помочь все это развить, а не кричать на них: «Ты бездарь!»

Ирина Шипшова, руководитель школы вокального класса «Созвездие-Йолдызлык»:

— Мы исходим из того, что каждый ребенок талантлив. И в зависимости от того, какие способности он имеет, мы формируем группы. У нас есть даже группа развития слуха. Ребенок, который не может воспроизвести мелодию, не выбраковывается нами. Он направляется в специальную группу. Конечно, у каждого — свои возможности. Но бить по живому, по психике подростка, безаппеляционно заявлять, что ты никуда не годен… Я помню, как Тигран Кеосаян спросил одну девочку: «Ты кем работаешь? Медсестрой? Ну, если ты такая же медсестра, как певица…» А она плачет, говорит: «Я хорошая медсестра!» Это не просто не педагогично, это бесчеловечно! А ведь господин Кеосаян даже не специалист по вокалу, он не может профессионально судить о голосовых данных. Я понимаю, что это телевизионный проект, там есть некая режиссура, драматургия, присутствуют элементы шоу. Но в таких шоу, если они вообще кому-то нужны, подростки участвовать не должны.

Сама структура «Созвездия – Йолдызлыка» создавалась несколько лет и, как считают ее основатели, у нее пока нет мировых аналогов. Все мероприятия проводятся по распоряжению правительства Татарстана и при поддержке общественных организаций. Проект находится под наблюдением президента республики. В течение года государство берет на себя заботу о выявленных талантах. Для тех, кто стали победителями республиканского конкурса, шьются костюмы, нанимаются преподаватели, записыватся фонограммы. Все поездки и гастроли финансируются из бюджетов городов и районов, так как лауреаты фестиваля – народные артисты буквально. Этих ребят отправляли в Казань как «своих лучших» районный центр, деревня или село после одобрения «всем миром».

Специалисты из Центра по поддержке талантливых детей и молодежи РТ рассказывают, что в первые годы им часто приходилось объяснять: купить место, уговорить жюри «Созвездия» невозможно. Не для того затевался фестиваль. Изначальная идея была в том, чтобы дать понять подрастающему поколению: не все в мире продается и покупается… Еще одно принципиальное отличие казанского проекта в том, что в итоге никто из участников не чувствует себя обделенным — мастерству учат каждого, у кого есть хоть капля таланта. Благодаря этой системе способные дети из глубинки попадают на лучшие сцены республики. Отчего бы, например, не запланировать пару-тройку выступлений на съезде нефтяников или празднике района, на Сабантуе? Победители «Йолдызлыка» поют и танцуют не хуже столичных коллективов. А для лучших из лучших сейчас готовятся гастроли в Москве…

Как говорил известный ценитель прекрасного товарищ Саахов, «все это хорошо, да…» Но если идея «народного артиста по-казански» в самом деле заинтересует депутатов Госдумы, то возникнет простой вопрос: где взять денег на проект в масштабах всей России? Возможно, в Казани подскажут. Ведь фестиваль «Йолдызлык» курирует не только министерство по делам детей, молодежи и спорту, но и президент Минтимер Шаймиев лично. Совсем недавно в российских СМИ промелькнула информация: «Бюджет хоккейного клуба «Ак Барс» составил $50 миллионов». Почему бы председателю комиссии по культуре г-ну Кобзону не обратиться лично к татарстанскому лидеру?

Алексей ДЕМИН

«Русский курьер»

№ 390 2004-10-11

"Русский курьер"

*