Вопрос на что потратить буквально свалившимися с неба 500 млрд. рублей из стабилизационного фонда в ближайшее время может стать тем яблоком раздора, которое изменит расстановку сил в Кабинете министров. Пока же очевидно, что здесь нет внятного предложения об их использовании. Но министры уже группируются, занимая боевые позиции.

В субботу министр экономического развития и торговли Герман Греф неожиданно предложил направить средства стабилизационного фонда на государственные инвестиции в инфраструктурные проекты. «Средства стабилизационного фонда свыше 50 миллиардов рублей должны тратиться на инвестиции в проекты. Проедать эти деньги ни в коем случае нельзя. Это будет самое бездарное», — сказал он.

Министр считает правильным использовать «дармовые» денежки на частно-государственные проекты, и, в частности, на те, которые на прошлой неделе презентовал Минтранс. Одним из них является строительство крупных транзитных авиаузлов для дальних международных перелетов — хабов. По предварительным расчетам, их может быть построено от 9 до 11 и они будут приносить ежегодный доход до 20 млрд. евро. При этом государство, полагает Греф, может профинансировать строительство взлетно-посадочные полосы и создавание диспетчерских служб. Остальное — за счет частных инвестиций. А поскольку аналогичные проекты в настоящее время готовятся в недрах и других ведомств, то целевое финансирование за счет стабфонда, считает Греф, будет достаточно серьезным толчком «к развитию бизнеса в целом».

В принципе, предложение Минэкономразвития кажется вполне разумным. Действительно, «проедать» миллиарды с экономической точки зрения — грех. Вдвойне грешно упускать очевидную выгоду при том, что источник пополнения пока не иссякает. С начала этого года фонд, формируемый за счет дополнительных доходов от высоких цен на нефть, вырос почти на 200 млрд. рублей и к 1 сентября, по предварительным данным, составил 305,9 млрд. рублей. По прогнозу Минфина, к 1 января 2005 года его объем составит 574 млрд. рублей, а через 12 месяцев — 721 млрд. рублей.

Но с Грефом не согласен вице-премьер РФ Александр Жуков. Вчера он заявил, что считает вообще нецелесообразным даже ставить вопрос о возможности использования средств стабфонда на инвестиции. «Это крайне рискованно», — подчеркнул он. «Задача Стабфонда — обеспечить стабильность в случае резкого падения цены на нефть и не допустить кризиса», — напомнил вице-премьер и уточнил, что в соответствии с посланием президента в 2005 году спорные средства могут тратиться только на две цели — покрытие дефицита Пенсионного

фонда и на погашение внешнего долга. В целом он поддерживает намерение Минфина направить 167 млрд. рублей на погашение внешнего долга и 74 млрд. рублей — на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда России (ПФР).

Между тем Счетная палата выступила категорически против затыкания дыр в бюджете ПФР. «Финансирование дефицита бюджета Пенсионного фонда является не самым лучшим применением средств стратегического резерва, каким является стабфонд», — уверен председатель Счетной палаты Сергей Степашин. По его мнению, источники для покрытия дефицита пенсионного бюджета, который в связи с демографической ситуацией в дальнейшем будет обостряться, необходимо искать источники внутри организации, закрепив за ней источники доходов.

Любопытно, что пока стабилизационный фонд только накапливается Долгосрочной концепции использования его средств нет. А тем временем Минфин уже распределяет деньги вверенные ему правительством. Дело в том, что буквально на днях — 30 сентября этого года премьер-министр Михаил Фрадков подписал постановление, согласно которому на финансовое ведомство возложено управление фондом. Почему так долго тянули с решением вопроса — непонятно, ведь только за 7 месяцев федеральный бюджет, по данным Счетной палаты, потерял примерно 9 млрд. рублей. И это еще не предел — к концу года эта сумма вероятно еще увеличится.

Кстати, в соответствии с правилами управления средствами стабфонда, Минфину разрешено формировать инвестиционный портфель, включающий в себя денежные средства в иностранной валюте (доллары США, евро, фунты стерлингов) и долговые обязательства иностранных государств. К числу последних относятся ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США. Как известно, казначейские бумаги не имеют высокой доходности (примерно 1-2% годовых). Зато они успешно работают на экономики стран эмитентов.

Столь странное решение, надо сказать, вызывает неудомение. Особенно оно непонятно на фоне регулярных заявлений представителей Кабинета министров об устойчивом экономическом росте в стране, об улучшении инвестиционного и делового климата. Да и по мнению известного экономиста Александра Шохина было бы целесообразным вкладывать свободные деньги не только в низкодоходные, а потому низкорискованные активы западных эмитентов, или в строительные объекты, которые могут стать неприбыльными, но и в российские акции.

«Если бы даже часть этих денег вкладывалась в акции российских эмитентов, правительство было бы аккуратнее, принимая те или иные решения, которые затрагивают фондовый рынок, и думало бы о неуклонном росте капитализации фондового рынка», — считает он.

Но если министры почему-то отказываются вкладывать в отечественную экономику, значит они не уверены в долговременности рекламируемых ими тенденций. И значит, они опять лукавят?

Татьяна ЧАПЛЫГИНА

«Русский курьер»

№ 390 2004-10-11

"Русский курьер"

*