Условия заключения в берлинских тюрьмах во многих случаях не отвечают современным требованиям, считает земельный Верховный суд.

У тех, кто хоть немного наслышан о том, в какой обстановке отбывают свой срок заключенные в России, чья пенитенциарная система сполна унаследовала все пороки предыдущего режима и успешно пополнила их новыми, нынешние проблемы немецких зэков могут вызвать только улыбку. А уж тем, кто на собственной шкуре познал, что такое ГУЛАГ, совсем непросто избавиться от гомерического смеха после знакомства с решением Коллегии по уголовным делам (Strafsenat), где вполне серьезные люди на десяти страницах объясняли непонятливому зэку, почему общение с попугаем может отрицательно сказаться на процессе исправления. И потом – не хватит ли с него золотых рыбок?

Однако Райнхольд Т., многолетний узник тюрьмы Теgel, пожелавший завести птичку, не согласился с доводами судей, расценивших клетку с попугаем как место, где можно спрятать деньги и наркотики, а издаваемые пернатым звуки – как отвлекающий маневр. К тому же неизвестно, каким словам здесь научат птичку – не пришлось бы потом переучивать! И вообще, Теgel – это крупнейшая мужская тюрьма в Европе, в которой «проживают» 1600 заключенных из более чем 60 стран. И если вдруг все захотят завести попугаев, а какой-нибудь уроженец Черного континента потребует себе в камеру страуса? Это же тогда не тюрьма, а птичий двор какой-то получится!

Райнхольд Т. теперь всерьез подумывает о переезде в другое, более птицелюбивое место. По существующим законам, это вполне возможно. Причем переселение не будет стоить ему ни гроша. Чай не на воле ведь! Вон сколько денег-то с налогоплательщиков собрали! Надо же их на что-то просадить.

Кстати, о птичках. В Северном Рейне-Вестфалии законы по отношению к заключенным куда гуманнее. Тот, кто заработал пять лет и более, награждается возможностью завести себе пернатого друга, но только маленького, размером с волнистого попугайчика. Ну кто не дотянул в смысле срока – сам виноват, останется без птички. В следующий раз будет предусмотрительнее. Даже в таком, казалось бы, суровом крае, как штойберовская Бавария, тоже торжествует гуманизм в обнимку с птицелюбием. В тюрьме Straubing из 860 зэков сто уже обзавелись личными пернатыми, а остальные пока приглядываются.

Но заключенные в Tegel тоже, вообще-то, неплохо устроились. Свой досуг они скрашивали при помощи порнофильмов, скопированных на DVD прямо здесь же, в родном исправительном учреждении. Правда, с некоторых пор внутритюремные цены на эти изделия подскочили настолько, что нашлись злобствующие завистники и настучали куда следует. В результате ни себе, ни людям. Как говорится, жадность фраера сгубила. Когда теперь новые тропки для этой нужной народу продукции появятся!

Правда, жалоб на изъятие порнухи в органы надзора пока не поступало. Хотя кто знает, очень может быть, что сердобольные граждане судьи посчитали бы сей факт нарушением права человека на достойный его воображения досуг или еще что-нибудь в этом роде. Зато отсутствие отдельной камеры, если в туалете нет должной вентиляции, вполне может стать предметом разбирательства в высших судебных инстанциях как «нарушение конституционного права на сохранение человеческого достоинства». И вообще, выбирать, где и с кем сидеть, решает сам заключенный. К примеру, никто не может заставить его отбывать срок в многоместной камере, поскольку на официальном языке это уже называется «бесчеловечными условиями содержания».

Из 5300 берлинских зэков свыше половины – граждане других государств. Не сомневаюсь, что, выставляя свои очередные требования к немецким властям, они тихо хихикают, отлично представляя себя, что такое пенитенциарные учреждения на их любимой родине, где им такого попугайчика с порнухой показали бы, что впечатлений хватило бы на всю оставшуюся жизнь. Отсюда идея – заставить заключенных-иностранцев отбывать наказание на родине. Впрочем, хватило бы, наверное, свозить их туда на экскурсию. Глядишь – и все претензии как рукой снимет.

Валерий БЕХЕР

Еженедельная независимая газета РУССКАЯ ГЕРМАНИЯ

В Берлине — РУССКИЙ БЕРЛИН

В регионе Рур / Рейн — РЕЙНСКАЯ ГАЗЕТА

РУССКАЯ ГЕРМАНИЯ

***