Пока все возмущаются ценами на бензин, немецкий автомобильный концерн BMW доказывает реальные возможности водородного автомобиля.

Автомобиль BMW H2R (сокращение слов водородный гоночный) установил на днях сразу девять рекордов для моделей с двигателем внутреннего сгорания, работающим на водороде. Например, машина прошла 1 километр с хода за 11,993 секунды и достигла скорости 300,190 км в час. Еще один рекорд: BMW H2R прошел 1 километр с места за 26,557 сек и достиг скорости 135,557 км в час.

«Девять рекордов – это только начало водородной эры, заявил профессор Гёшель, член правления BMW, — наша технология достигла высокого уровня, и теперь мы вместе с политиками и специалистами по энергетике должны плотнее заняться вопросом, как воплотить в реальность наши представления о непрерывной мобильности».

Таким образом BMW доказывает, что водород может прийти на смену обычным видам топлива. Что же за автомобиль представил BMW?

Ряд уникальных разработок

H2R имеет шестилитровый двенадцатицилиндровый двигатель, который развивает мощность более 285 л.с., что позволяет прототипу достигать сотни за шесть секунд и развивать максимальную скорость 302,4 км/ч. Водородный двигатель внутреннего сгорания имеет в своей основе бензиновый силовой агрегат от BMW 760i, адаптированный под водород. Изменения коснулись выбора материала для камеры сгорания. Это необходимо, поскольку у водорода отсутствует смазывающий эффект, присущий бензиново-воздушной смеси. Водород сгорает иначе, чем бензин или солярка. При нормальном давлении воздуха он сгорает хотя и быстрее, но с несколько меньшей температурой по сравнению с бензином. В двигателе высокая скорость сгорания смеси водорода и воздуха ведет к тому, что там возникает более высокая температура, чем при работе на бензине, и более высокая мощность. Таким образом, водородный мотор имеет более высокий КПД.

Изменена и конструкция клапана подачи водорода. Клапаны являются совершенно уникальной разработкой BMW. Так как газообразный водород обладает большим объемом на единицу энергии, чем жидкий бензин, клапаны для подачи водорода больше обычных форсунок. В отличие от серийного двигателя, в котором топливо непосредственно впрыскивается в камеру сгорания, клапаны подачи водорода находятся во впускном коллекторе. BMW впервые в мире намерена выпустить седан премиум-класса с «бивалентным» приводом — такая «семёрка» сможет ездить как на водороде, так и на бензине. H2R разработан всего за десять месяцев дочерней компанией BMW — BMW Forschung und Technik GmbH.

Виктор Агаев

09.10.2004

Немецкая волна

*