На севере Лондона в уютном районе Масвелл-Хилл появилось нечто такое, что вызвало волнение в архитектурных и околоархитектурных кругах. Это нечто — декоративный фасад небольшого магазина художественных принадлежностей и галереи живописи.

Против этого необычного декоративного добавления к рядовому лондонскому дому выступил строительный надзор местного совета и, отметив, что пристройка не была согласована с властями, потребовал ее уничтожить. Что же это за пристройка?

Оказывается, что владелец магазина и галереи, ранее работавший декоратором в кино, решил с помощью песка и цемента превратить фасадную стену своего магазина во фрагмент, точнее, в копию фрагмента здания «Каза Баттло», построенного в Барселоне знаменитым зодчим Антонио Гауди.

Имя Антонио Гауди известно каждому, кто увлекается архитектурой рубежа 19 и 20 веков. Из всех представителей стиля «модерн» (его также именуют «Ар-нуво», «Сецессион» и «Либерти») Гауди — самый безумный. Ему постоянно хотелось превратить архитектуру в скульптуру, и он добивался своего, несмотря на протесты заказчиков, чьи финансы шли на затейливую пластику стен, ни одна пядь которой не имела права оставаться геометрически плоской.

Все формы у Гауди напоминают скелеты каких-то ископаемых рыб, все они построены на прихотливых кривых и отличаются тем, что на газетном языке обычно именуется «буйством фантазии».

Владелец лондонской лавочки Крис Оствальд решил, что Лондон слишком однообразен и не будет большого греха это однообразие несколько, так сказать, обогатить приемами барселонской архитектуры.

Мнения жителей района разделились. Одни — готовые к переменам — одобрили нововведение, другие — консервативно настроенные, говорят что это слишком бросается в глаза. Собрали даже 5 тысяч подписей в защиту нового фасада против требований стройнадзора. Пока что, однако, районные власти обязали хозяина вернуть фасаду прежний вид до 15 ноября.

Трудно сказать, чем эта история закончится, да и не столь уж это большой повод для национальных дебатов. Но характерно то, что в современную архитектуру все больше проникают театральные и скульптурные мотивы и декоративные приемы.

Кому нужен модерн?

Маленькая заминка с лавочкой на Масвелл-Хилл позволяет вспомнить и более серьезные конфликты, вызванные, например, проектом Даниеля Либескинда ( ныне чуть ли не Зодчего номер Один в глобальном масштабе) по пристройке к музею Виктории и Альберта в Лондоне. Там архитектор, правда, не покушался ни на Гауди, ни на кого-либо из архитектурных предтеч, а просто создал скульптуру высотой в четыре этажа, которую можно было бы назвать домом, только что взорванным террористами. Очень острая пластическая вещь. И что же — разрешения на ее постройку местные власти до сих пор так и не дали.

В итоге хочется заметить вот что: покуда такой проект остается в единственном числе, все ничего. Но если успеху Оствальда и Либескинда начнут следовать застройщики соседних участков и в конце концов передекорируют в своем пластическом энтузиазме и жажде оригинальности весь Лондон, Барселоной он не станет, но впечатление какого-то кошмара, наверное, вызывать все-таки будет.

Однако строгие геометрические формы, которым нет конца и края, тоже не вызывают восторга. Стало быть, люди ждут от архитектуры чего-то нового, но репертуар имеющихся архитектурных вариантов такого обновления сам уже давно нуждается в обновлении.

Александр Воронихин

для bbcrussian.com

07 октября 2004 г., 19:00 GMT 23:00 MCK

Би-би-си

*