В Самаре 48 тысяч иностранных граждан, большая часть из которых — нелегалы
Депортация нелегалов — еще один способ наведения порядка в губернии. Под особым прицелом правоохранителей бешкекский и ташкентский поезда, которые ходят через день. Большая часть пассажиров стремится в столицу, но многие оседают и в Самаре.
Направление с Юга на Север. Поезда мчат их в Россию.
Сотни человек. Цель — работа. Хотя в этом не каждый признается.
Проводник поезда:
«Кто в Чернобыле служил, кто в Афгане — едут друзей навещать. Так они говорят».
Зина из тех, кто не скрывает, что едет работать. Дома остались трое детей. А Зина и ее муж в России уже больше года.
Зина:
«Раньше мы жили — дорого платили. Теперь живем, где муж работает, на строительстве дачи».
Работа, она же дом, точнее, спальное место. Многие мигранты в России вне закона, живут без регистрации. Руководитель самарского отдела жилищной инспекции Валерий Гришаев говорит, что, если перепланировка и строительство ведутся без разрешения — скорее всего строители- мигранты.
Валерий Гришаев, начальник Самарского инспекторского отдела Жилищной инспекции области:
«Это дешевая рабочая сила. Экономят. Наверное, наняли без договора. Преследуют свои финансовые интересы».
Бывает, что работодатель даже те деньги , которые обещал строителям, — не платит. Сами они эти истории боятся рассказывать. Посредник — Саид Наботов — старший над самарскими таджиками, человек уважаемый. В советское время был директором завода, сейчас торгует на рынке:
«Вчера пришли с Заводского шоссе, группа работала, им 80 тысяч не отдали».
Зина очень волнуется за мужа. Сама она торгует. А строителей — мигрантов часто обманывают.
Зина:
«Так бывает , 50 процентов обманывают. Но мы рассчитываем, что все будет нормально».
Пятьдесят процентов — эта цифра часто фигурирует там, где работают мигранты. Половина остается ни с чем. Если заплатят — то почти вполовину меньше, чем местным. Половина, как они сами утверждают, не имеет регистрации. А официальные сведения такие: в Самаре 48 тысяч иностранных граждан. Больше всего таджиков, казахов и украинцев.
Геннадий Егоров, начальник паспортно-визового управления ГУВД Самарской области:
«Сколько неофициально находится — трудно сказать, но выдворили 135 человек. По сравнению с прошлым годом — в 6-7 раз больше выдворили».
Если верить мигрантам, то получается , что представители власти большинство живущих вне закона оставляют в Самаре. Почему? Версия мигрантов: штрафы брать выгодно. Особенно у тех, кто занимается торговлей. Приходят, по их словам чуть ли не каждый день. Хотя официально оштрафовать за незаконное проживание на территории можно всего два раза. Причем второй раз — значит верное выселение.
Егоров:
«В один день нельзя составить протокол. А на 2-й, 3-й день можно составлять протокол».
Что за люди берут штрафы с мигрантов, сказать сложно. По их рассказам, одеты иногда, как милиционеры, иногда, как сотрудники вневедомственной охраны.
Защитить их некому. Во-первых, как уже говорилось, они здесь вне закона. А во-вторых, организации, которая бы этим занималась, нет. И все-таки они едут.
Зина: «Здесь работа».
Направление с Юга на Север. Поезда мчат их в Россию.
Виктория Пуринг
*