Почему Continental передумал выпускать шины в России ("Немецкая волна")
Крупнейший в Германии производитель шин и комплектующих деталей для автомобилей, концерн Continental, намерен заморозить проект создания совместного предприятия с Московским шинным заводом.
Такое заявление член правления концерна Ханс-Йоахим Николин (Hans-Joachim Nikolin) сделал в интервью немецкой газете «Франкфуртер альгемайне».
Обманчивые иллюзии немецких менеджеров
В сентябре 2002 года Continental и Московский шинный завод подписали договор о создании совместного предприятия. Намечалось, что к 2006 году его мощность будет составлять 3,4 миллиона покрышек в год. Немецкий концерн сделал «большой шаг в деле освоения российского рынка», сказал Николин тогда. Теперь менеджер придерживается совершенно иного мнения.
Казалось, сотрудничество обещает выгодные перспективы: концерн Continental держит контрольный пакет акций (76 процентов), а Московский шинный завод предоставляет фабричное здание и ценные связи в коридорах власти и на российском рынке. Но вот преодолеть бюрократические препоны в России оказалось не так просто.
Печальный опыт немецкого концерна
«Получить разрешения от властей на модернизацию и переоснащение завода оказалось чрезвычайно сложно. Все это отразилось на графике работ», — говорит Николин. Ранее намечалось, что выпускать продукцию совместное предприятие начнет осенью 2003 года. Затем эти сроки были перенесены на середину 2004 года. Но и их выдержать не удалось.
«Нарушение календарного плана бьет по рентабельности проекта, а ведь зарабатывать деньги мы собирались уже в 2005-2006 году. Теперь это исключено. Не говоря о том, сколько мы понесли убытков», — говорит Николин.
Преградой успешному осуществлению проекта стало и то, что состояние здания фабрики оказалось значительно хуже, чем утверждали российские партнеры. Да и на подержанное оборудование, которое Continental поставил в Россию, пришлось израсходовать гораздо больше денег, чем ожидалось.
Под конец стало ясно, что штат предприятия придется расширить: фирме оказалось необходимо нанять больше высококвалифицированных и дорогостоящих специалистов со знанием английского языка. В результате объем инвестиций, которые должен был осуществить немецкий концерн, подскочил с 30 миллионов евро до 40 миллионов.
Проект, который почти лопнул
По словам Николина, немаловажной проблемой стало и то, что конкурентная борьба в России ожесточилась. Понижение таможенных пошлин на импортные шины вынуждает местных производителей снижать цены на свою продукцию.
К тому же в российском правительстве стали раздаваться голоса, призывающие к закрытию предприятий, находящихся в центральной части Москвы. В их число может попасть и Московский шинный.
Все это привело правление Continental к решению заморозить начатый проект — уж слишком велики связанные с ним риски.
На переговорах с Московским шинным заводом и властями Москвы предпринимается попытка найти «разумное решение». С одной стороны, Continental намерен продолжать свою деятельность в России и впредь. Но немецкий концерн не исключает своего окончательного выхода из проекта.
08.10.2004
*