По нашим собственным наблюдениям, дизайнерское решение автомобиля “Калина” вызывает большое количество откликов различного характера. Их можно систематизировать, разделив на две группы: первая — автомобиль в целом нравится, поскольку он современен, оригинален, красив; вторая — автомобиль воспринимается несколько аморфным, мягким. Чтобы получить на этот счет объективную картину, мы встретились с начальником управления дизайна “АвтоВАЗа” Евгением Лобановым.

Он рассказал нам о том, какие возможности закладывались в автомобиль, чем руководствовались дизайнеры, изменяя его облик, как преобразилась “Калина” за прошедший год. Эта беседа во многом расставила те точки над i, которых нам не хватало для завершения объективного представления о дизайне автомобиля. Ведь именно облик “Калины” станет для многих решающим фактором выбора.

Евгений Михайлович, работа над автомобилем идет уже давно. “Калина” год назад и “Калина” сегодня — какова динамика ее развития, что представляет собой современный автомобиль? Иными словами, как прошел этот год в жизни “Калины”?

— Постановка автомобиля на производство сопровождается каждодневной скрупулезной работой, которая связана с процессом его доведения, доработки. В этот период появляются автомобили пилотной серии, не макеты, а опытные образцы, в которые вложена огромная реальная работа. Ведь не секрет, что “Калина” состоит из огромного количества комплектующих, которые не производятся ВАЗом, а поставляются извне. Это ткани, кожа, ковры, отделочные материалы, детали интерьера, части кузова, бамперы, светотехника и многое другое. Идет процесс согласования, испытания машины, чтобы каждая деталь соответствовала технической документации. На “Калине” мы фактически сформировали проект отделки, который включает и разработку образцов отделочных материалов, их утверждение, установление эталонов, определение поставщиков, финансовые параметры поставок и многое другое. Вот эта невидимая работа и вылилась в конкретный документ — проект отделочных материалов автомобиля “Калина”. Определена цветовая гамма, цвета прошли технологическую апробацию, адаптацию к новым технологиям покраски, которые позволяют соответствовать всем жестким требованиям по долговечности, надежности, эстетичности, качеству нанесения. Они оригинальны и будут использоваться только на “Калине”. Сегодня я уверен — у нас все получилось, у нас есть новая, оригинальная цветовая гамма на основе новых пигментов. Это как раз работа с поставщиками. Дальше — работа над отделочными материалами салона. Сейчас определена цветовая гамма интерьера — серо-бежевый и серо-голубой, определены ткани — на автомобилях комплектации “стандарт” и “норма” применяем твид, так называемый автомобильный гобелен нового качества, на “люксе” — бархат, в комплектации “суперлюкс” — кожу.

А пластмасса на “люксе” отличается от “стандарта” и “нормы”?

— Да. Будут два цвета интерьера и два цвета салона. Если говорить о пластмассе, то материалы сейчас уже определены, идет испытание и изготовление деталей на промышленной оснастке, все материалы проходят апробацию и тестирование. То есть это те реальные материалы, которые использованы в оснастке “пилотов”. Такую работу мы проделали за год, хотя со стороны она вроде бы и не видна. Мы довольны нашими поставщиками, которые нам очень серьезно помогли, — производителями красок, тканей, кожи… На многие материалы получены заключения по применению.

Как создавались цвета для “Калины”? Это были только вазовские разработки?

— Процесс разработки достаточно интересен и сложен. Мы, конечно, участвовали и в колор-шоу, смотрели предложения поставщиков и фирм, которые показывают, какие новые материалы или технологии у них появились, что они могут предложить, по какой цене. Естественно, цена является определенным параметром всех этих работ. Мы же не придумываем космические материалы, мы придумываем материалы для автомобильной промышленности, которые должны соответствовать определенным требованиям и условиям и находиться в определенном ценовом диапазоне. В частности, у нас появился новый фирменный цвет “Калины” — красный. Эта краска на основе нового красивого пигмента, который является на сегодняшний день определенным ноу-хау, была разработана фирмой “Дюпон”. В окраске кузова применена еще и пастельная эмаль — двухслойная окраска: сначала эмаль, а потом лак. Это мировая практика, широко используемая именно в автомобилях такого класса.

Те недостатки, которые имеются у “десятки” — нестыковка поверхностей, разнобой по цветам, — в “Калине” устранены?

— На этом этапе все устраняется. Мы более жестко работаем с поставщиками, ставим конкретные задачи. Современный уровень производства поставщиков позволяет их решать — он уже не тот, что был пять лет назад. Стандартизация, требования ИСО, идентичности, повторяемости — за всем этим следим совместно с дирекцией по качеству.

То есть в сравнении с “десяткой” это иной уровень работы?

— Да, конечно. Мы тогда и не могли так работать. Десять лет назад и поставщики совсем другие были. Сейчас они вкладывают деньги в развитие, оборудование. Например, по сиденьям мы сейчас работаем с “АвтоВАЗагрегатом”. Там отрабатываются и технология сиденья, и его качество, изменения в конструкции, в дизайне — идет процесс доводки до эталонных образцов. Потому что одно дело — когда, не торопясь, шьешь один комплект сиденья, что-то по ходу подрезая, другое — когда это поточное производство, совсем другое качество, иной уровень. Здесь все должно быть отработано до последней линии и строчки.

На этапе изменения дизайна “Калины” уже использовались новые компьютерные технологии?

— На сегодняшний день наша цепочка “дизайн — конструирование — изготовление прототипов” совершенствуется каждый год. И новые технологии, конечно, приходят в нашу работу. Это, например, компьютерное моделирование поверхности, изготовление макетов и образцов моделей с помощью станков, что касается конструкции — это применение виртуальных прототипов, виртуальных испытаний, виртуальной оценки. И “Калина” в этом плане — определенный шаг вперед. Компьютерное моделирование мы применяли и при разработке дизайна, и сейчас, при доводке автомобиля, поскольку происходят изменения, корректировки по результатам испытаний, по замечаниям. Это каждодневная наша работа. Так же, как при строительстве дома — после возведения стен и проведения коммуникаций начинается отделка, доведение до логического конца — от этого зависит качество жилья. Так и в нашей работе — важно довести автомобиль до конвейера. У нас еще целое семейство впереди. Мы будем заниматься именно вопросами освоения семейства. На сегодняшний день не закрыты вопросы по автомобилям, которые являются “нишевыми” на платформе “Калины”, — родстер, мини-вэн. Мы не оставляем без внимания эти проекты, это наша задача, обязанность — предлагать руководству альтернативные варианты. Не исключаю возможности, что мы будет развивать эти продукты.

Согласно нашему опросу, “Калину” считают в большей степени женским автомобилем. Какими соображениями руководствовались дизайнеры, создавая внешний облик машины?

— На самом деле мы ставили задачу создания универсальной машины. Занимаясь проектом отделки, мы попытались покрасить автомобили в разные цвета. Когда мы рассматривали автомобили вместе с дилерами, специалистами по маркетингу, дизайнерами, то не позиционировали их как машины для определенного потребителя. Получалось, что в том или ином исполнении автомобиль может с равным успехом подходить и мужчине, и женщине. Автомобиль, на мой взгляд, достаточно универсальный. Он может быть окрашен в определенные цвета и иметь такую комплектацию, что будет нравиться женщинам. Цвет очень влияет на выбор того или иного человека. В “Калине” будут и женские, нежные цвета, так называемая теплая гамма — это оттенки желтого, оранжевого, апельсинового. “Калина” это, конечно, не представительский класс, но автомобиль для повседневной жизни в городе. Когда мы его проектировали, то позиционировали в том числе как автомобиль для женщин, тем более что в России сейчас бум, женщины садятся за руль. Не учитывать этого нельзя. Мы рассчитывали и хотели, чтобы “Калина” нравилась женщинам и покупалась женщинами. В нашем обществе происходит сейчас четкое позиционирование по потребительским группам.

Получается, что вы сейчас даете возможность выбора комплектации и цвета разным категориям потребителей?

— Да. Двадцать цветов “Калины” — это немало. У нас на “десятке” столько не было. Есть к тому же такое понятие, как выбор потребителя. Например, для “десятки” разработано шестнадцать цветов, но 40% от всего выпуска — “снежная королева”. Потребитель хочет иметь именно этот цвет, необходимо идти навстречу его желаниям. Появляются и новые цвета, новые эффекты, которые закладываются в них. Один цвет — 3—5% от объема цветовой гаммы выпускаемых автомобилей, это допустимо, если меньше — это уже эксклюзивный цвет. Но на “Калине” этот порог немного ниже, потому что у нас новое производство. Мы можем более часто менять цвет на конвейере и делать более мелкие партии. Современная окрасочная технология это позволяет.

Цвета будут яркие, впечатляющие?

— Конечно. Надо будет сделать определенную заявку в этом плане.

Насколько “Калина” актуальна, каков у нее запас новизны?

— Перед дизайнерами изначально стояла задача получить достаточно универсальный продукт и, может быть, какое-то классическое звучание автомобиля. Есть автомобили, которые строятся на острохарактерных формах, оригинальности. Но чем ультрамоднее вещь, тем быстрее она начинает не нравиться, быстрее устаревает — это закон стиля. Чем больше стремишься к законченной классической форме, тем менее машина будет подвержена старению. Здесь риска гораздо меньше. Мы не могли допустить риска в “Калине”. Нам нужен продукт, который будет гарантированно продаваться. Это очень серьезно. В этом тонкость дизайнерской профессии. Очень многое зависит от того, насколько дизайнер понимает задачи, которые перед ним стоят. Я думаю, что классичность дизайнерского подхода в “Калине” работает сейчас на нее. Она органична, современна и за счет своей классичности будет долго нравиться и покупаться.

Какой опыт лежал в основе разработки салона “Калины”? Многие отмечают, что он несравненно удобнее салона “десятки”.

— Во-первых, опыт, связанный с “десяткой”. Сейчас устранен внутренний шум, нет специфичного автомобильного запаха — за счет использования новых материалов. Другие технологии, материалы — новый уровень. Что касается дизайна, требований комфорта, эргономики — во всем появляется уважение к человеку. Каждый новый автомобиль по уровню комфорта, отношению к человеку должен быть на ступеньку выше предшественника. Мы попытались элементы комфорта и всего оборудования салона сделать максимально приятными и понятными. Это касается, допустим, и комбинации приборов, хорошей подсветки в салоне, эргономики сидений. В салоне установлены кнопки с хорошими тактильными ощущениями, имеется электроусилитель руля, регулировка рулевой колонки, хорошая вентиляция салона. При этом все это не выпячено, а оптимально размещено, спрятано. Автомобиль гораздо тише “десятки”, обладает отличной шумоизоляцией. Места для установки динамиков проходили акустическое тестирование. Новое время, новый потребитель, новые требования предопределяют и новую конструкцию, и новый дизайн.

Беседу вели Сергей УДАЛОВ и Юлия ИЛЬИНА

(“Семь верст”, Тольятти)

*