В последние дни, после длительной паузы, новые подробности по «делу Пуманэ» посыпались как из рога изобилия. И все — сенсации. Недавно правоохранительным органам стало ясно, что исчез начальник отдела Управления по борьбе с оргпреступностью ГУВД Москвы Вячеслав Душенко, который участвовал в допросах бывшего подводника. Прокуратура Москвы вынесла в рамках «дела Пуманэ» заочное обвинение Душенко в превышении должностных полномочий и причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, и 5 октября объявила его в федеральный розыск.

Также, спустя три недели после задержания отставного офицера ВМФ, прокуратура объявила, что зубная формала умершего после допроса человека указывает на то, что в морге института им. Склифосовского находится именно тело Александра Пуманэ. Для этого специально из Санкт-Петербурга доставили медкнижку экс-подводника. В Москпрокуратуре, которая ведет это дело, «РК» так прокомментировали ситуацию: «То, что, якобы бывшая жена Пуманэ заявляла, будто зубная карта не совпадает с зубами на трупе, прокуратуры не касается, — рассказала пресс-секретарь Светлана Петренко. — Это слухи и домыслы. На днях, после возвращения следователей из Санкт-Петербурга, куда они ездили за медицинскими материалами и пробами крови родственников Пуманэ, специалисты работали с картой. Было установлено, что стоматологическая карта совпадает со слепками зубов, взятых с тела. При этом уже началась экспертиза по идентификации личности».

Иными словами, Мосгорпрокуратура фактически уже официально объявила, что тело Пуманэ опознано. Молекулярно-генетический анализ нужен для того, чтобы еще раз и окончательно подтвердить это. На просьбу объяснить, как могло получиться, что визуальный осмотр тела бывшей женой и знакомыми ранее не дал результатов, в Моспрокуратуре отвечать отказались. Что наводит только на одну мысль: если в морге действительно лежит тело Пуманэ, а близкие его не опознали, то бывшего подводника очень сильно изуродовали при допросах.

— Комментарий специалиста —

О том, как проходит процедура опознания тела, в интервью «РК» рассказал заведующий отделом судебно-медицинской идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы Виктор Звягин:

— Теория такова, что существует градация тел, которые необходимо опознать. Это опознаваемые, условно-опознаваемые и неопознаваемые трупы. Первые это те, которые способны опознать родственники или знавшие при жизни. Вторые те, кого трудно опознать даже самым ближайшим родственникам. И третья категория — расчлененные трупы.

— Слишком ли различаются методы, которые применяют для опознания разных категорий трупов?

— Методов для опознания существует множество, и также многие из них могут дать гарантированный результат. Так что молекулярно-генетический анализ — не единственный способ устанавить личность умершего или погибшего. Например, очень действенен метод сличения прижизненных и посмертных фото, а если на фотографии еще человек и улыбается, то тут уже в дело пойдет изучение по зубам. Или если на снимке видны в определенном ракурсе ушные раковины, и они сохранились на трупе. Так что даже на этом этапе можно получить стопроцентный результат. Однако, когда речь заходит о второй и третье категории трупов, то тут нужны более глубинные приемы. Та же молекулярно-генетическая экспертиза ДНК в этом случае обеспечит результат. Можно, конечно, ограничиться только пробами одного из родственников, но для получения полной картины лучше иметь так называемый «семейный триплет» (когда в налиции пробы крови или тканей отца, матери и ребенка).

— По зубной карте тоже можно с высокой долей вероятности установить личность?

— Конечно. По стомотологической карте можно не только установить личность человека, но, например, даже понять его социальный статус. скажем, у бомжа вряд ли будут золотые коронки, да и вообще — пломбы. Эта категория людей попросту избавляется от больных зубов, а не лечит их. Устанавливают же личность человека по следам медицинского вмешательства: где-то пломба, где-то вообще нет зуба, где-то коронка. И чем старее человек, тем таких следов больше. А процент совпадений стоматологических карт разных людей — ничтожный, можно сказать, такой вероятности нет вообще. По крайней мере, в моей практике такого не встречалось.

— Сколько времени требуется для проведения экспертизы по ДНК и получения результатов?

— На Западе на проведение такой экспертизы уходит 2-3 суток. У нас, в силу устаревшего оборудования, недостаточного финансирования и потому не очень высокого уровня — дней десять. И результат анализа ДНК можно считать вполне надежным. Естественно, в том случае, если не окажутся подменены образцы. Вообще могу сказать, что с точки зрения судебной медицины эта «возня» с установлением личности трупа выглядит просто смешно. Понять находится ли тело искомого человека в морге, имея сравнительные материалы — пробы крови — можно было давно. Другой вопрос, если там не подозреваемый, то тогда установить личность окажется труднее.

Ольга ШЕВЕЛЬ

«Русский курьер»

№ 389 20004-10-08

"Русский курьер"

*