В сентябре сотовые операторы подключили рекордное количество абонентов за все время существования мобильной связи в России — 3,4 млн человек. Рекорд участники рынка объясняют удачным совпадением сезонного подъема продаж с оживлением спроса на сотовую связь в регионах.

“В 2000 г. мы прогнозировали, что максимальное количество сотовых абонентов в России может достигнуть 15 млн человек”, — вспоминает аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский. Но сейчас сотовой связью пользуются уже 59 млн россиян, а концу года, считает аналитик исследовательской компании iKS Consulting Оксана Панкратова, сотовых абонентов будет около 70 млн. Уровень проникновения сотовой связи (отношение количества sim-карт к численности населения) к концу сентября составил, по оценкам ACM-Consulting, 41% — вдвое больше, чем год назад.

Аналитики ожидают насыщения российского сотового рынка в 2007 г., когда проникновение достигнет 80%. “Это не означает, что у 80% населения будет сотовый телефон, — предупреждает Погребинский. — Многие пользуются несколькими sim-картами одновременно”. А Оксана Панкратова из iKS-Consulting отмечает, что проникновение будет неравномерным: в одних регионах оно превысит 100%, а в других составит около 40-50%.

Темпы расширения рядов сотовых абонентов в этом году начнут снижаться, считают аналитики. Если в 2003 г. их число выросло в два раза, то в этом году, по их прогнозам, рост составит 90-95%, а в 2005 г. — лишь 33-35%. Однако в сентябре, говорит Погребинский, операторы поставили абсолютный рекорд по подключению новых абонентов. За всю историю сотовой связи в России 3,4 млн новых абонентов за месяц не появлялось ни разу.

Операторы объясняют свои успехи в основном причинами сезонного характера. В сентябре многие возвращаются из отпусков, а дети идут в школу, напоминает пресс-секретарь “МегаФона” Марина Белашева. “Третий квартал — традиционно один из лучших, а этот квартал — один из лучших в одном из лучших годов”, — говорит аналитик “Тройки Диалог” Евгений Голосной. Директор по связям с общественностью “ВымпелКома” Михаил Умаров считает, что лепту в развитие рынка внесли регионы. “Региональные сети развиваются крайне динамично”, — говорит он. Директор по внешним связям МТС Андрей Брагинский добавляет, что “тарифы в реальном выражении становятся все более доступными”.

Лидерство по чистым подключениям абонентов (общее число подключений минус отток) в сентябре сохранил “ВымпелКом”. По оценкам ACM-Consulting, общероссийская доля этой компании увеличилась до 41% по сравнению с 38% за август. Еще более значительно выросла доля “МегаФона” — с 24% до 29%. Марина Белашева объясняет успехи своей компании высокими продажами тарифного плана “Первый федеральный”, которые начались в сентябре. Доля МТС в чистых подключениях сократилась с 28% до 24%. Андрей Брагинский связывает это с тем, что “ВымпелКом”, главный конкурент его компании, работает в большем количестве регионов, чем сама МТС. “Наша сеть охватывает 72 региона, а сеть МТС — лишь 63”, — подтверждает Умаров. Впрочем, до конца года МТС обещает запустить более 10 новых региональных сетей.

Августовское лидерство “ВымпелКома” по чистым подключениям аналитики объясняли решением проблемы нехватки номеров, из-за которой оператор в июне сократил период хранения заблокированных номеров с шести до двух-пяти месяцев в зависимости от региона. Тогда “ВымпелКому” пришлось списать в отток не только абонентов, в последний раз воспользовавшихся связью в декабре 2003 г., но и тех, кто перестал говорить по телефону в январе. В результате по итогам июня компания продемонстрировала чистый отток клиентов. По словам вице-президента по международным связям “ВымпелКома” Валерия Гольдина, в сентябре период хранения заблокированных номеров в Москве увеличился до четырех месяцев. Впрочем, на сентябрьские успехи компании решение проблемы с дефицитом номеров почти не повлияло, считают Оксана Панкратова и Антон Погребинский.

По данным ACM-Consulting, за сентябрь российские сотовые операторы подключили 3,4 млн новых абонентов в России и 1,027 млн в странах СНГ. Общее количество пользователей сотовой связи в России на конец сентября составило 59 млн человек, в том числе 14,8 млн в Москве и 5 млн в Санкт-Петербурге. Абонентская база МТС в России возросла на 0,81 млн человек до 20,84 млн, “ВымпелКома” – на 1,4 млн до 19,87 млн, “МегаФона” – на 0,98 млн до 11,46 млн.

«Ведомости» 07.10.2004, №183 (1223)

"Ведомости"

*