Родом из Самары. "Полеты над Атлантикой"
После аварий и катастроф, которые долгое время преследовали наш ВМФ, не раз устанавливался запрет на выход кораблей в море, на полеты морской авиации. Теперь это позади. Во всяком случае, результаты прошедших на Каспии учений разнородных сил, а также начавшийся поход в Атлантику эскадры во главе с авианесущим крейсером «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» рождают осторожный оптимизм. И все же… В каком состоянии сегодня авиационная техника ВМФ? Как подготовлены летчики палубной авиации? В интервью «ВПК» на эти и другие вопросы ответил начальник ВВС и ПВО Военно-морского флота России генерал-лейтенант Юрий АНТИПОВ.
— Юрий Дмитриевич, общеизвестны проблемы военных летчиков, связанные с недопоставками авиакеросина, отсутствием необходимого налета у молодежи. Вам удается справляться с этими трудностями. Как и за счет чего вы поддерживаете навыки подчиненных на необходимом уровне?
— Прежде всего, за счет рационального использования выделенных материально-технических средств, применения новых, иногда нетрадиционных способов и приемов подготовки личного состава.
Действительно, у нас выросло количество боеготовых экипажей. По сравнению с аналогичным периодом 2003 года, например, все основные показатели по налету и боевому применению улучшились на 10-20%. Успешно были выполнены задачи на мероприятиях по плану стратегической командно-штабной тренировки под руководством Верховного главнокомандующего, а также в ходе командно-штабных учений и тренировок, сбор-походов кораблей флотов. С хорошими результатами проведено 8 ЛТУ.
За счет комплекса профилактических мероприятий нам удалось вдвое уменьшить влияние так называемого «человеческого фактора» в авиационных инцидентах. Но, к сожалению, негативно, проявила себя другая тенденция. В настоящее время настораживает заметный рост летных происшествий по причине конструктивно-производственных недостатков техники.
И тут, полагаю, есть над чем подумать и руководителям некоторых авиазаводов, и представителям наших ремонтных предприятий. Ведь основной путь обновления авиапарка сейчас — это его модернизация…
— Как шла подготовка летного состава к полетам с палубы ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»?
— Наш единственный корабельный истребительный авиационный полк ВВС Северного флота в соответствии с планом боевой подготовки на 2004 год отрабатывал выполнение задач по боевому предназначению на аэродроме «Саки» в Крыму. Этот аэродром используется в соответствии с межправительственным российско-украинским соглашением для освоения трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки на полигоне взлетно-посадочных систем НИУТК (Научно-исследовательский учебно-тренировочный комплекс). Там все прошло как надо. Теперь будем восстанавливать навыки летчиков в полетах с палубы крейсера в Баренцевом море и в Атлантике.
Не обошлось, правда, без проблем, связанных с подготовкой к выполнению полетов на территории Украины. Принимали нас в Крыму радушно. Но порой вставали вопросы правового, финансового, организационного характера, которые неизбежно возникают при эксплуатации полигона другого государства. Радует, что в настоящее время принято решение о строительстве подобного полигона в России.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
АНТИПОВ Юрий Дмитриевич
Родился 5 декабря 1952 г. в Самаре. Окончил Ставропольское высшее военное авиационное училище летчиков, Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина, Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Проходил службу на различных командных должностях в авиации Войск ПВО, затем — в ВВС, ВМФ. В 1992-1996 гг. заместитель командующего ВВС Балтийского флота по боевой подготовке. В 1998 г. назначен начальником боевой подготовки авиации ВМФ, в 2000 г. — первым заместителем командующего — начальником штаба, а в 2001 г. — командующим ВВС Тихоокеанского флота. С апреля 2003 г. — начальник ВВС и ПВО Военно-морского флота.
— Что вообще представляет собой сегодня современная морская авиация, насколько удалось ее сохранить в результате оптимизации Вооруженных Сил? Какие задачи призваны выполнять летчики ВМФ?
— С удовлетворением отмечу, что мы сохранили все рода морской авиации: ракетоносную, противолодочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную, специального назначения. Кроме того, в 2002 году в состав авиации Военно-морского флота вошли силы ПВО ВМФ.
Сегодня наши основные задачи таковы. Охрана и защита Государственной границы Российской Федерации в подводной среде, воздушном пространстве и контроль его использования на отдельных направлениях; разведка и слежение за кораблями и подводными лодками; обеспечение безопасности российского морского судоходства и других видов морской экономической деятельности; поддержка внешнеполитических акций Российской Федерации; поиск и спасение экипажей кораблей и летательных аппаратов, терпящих бедствие. А также ряд других задач.
Подготовка летных экипажей, исправность и боевая готовность техники и вооружения поддерживается на должном уровне. К сожалению, в силу объективных причин не по всем статьям расходов осуществляется ритмичное финансирование. Речь — о закупках новой авиатехники. Но это побуждает нас еще более рачительно подходить к эксплуатации машин, находящихся на вооружении. В частности, среди основных направлений наших усилий по поддержанию их исправности — продление ресурса, что позволяет не допустить снижения боевой готовности.
Но жизнь не стоит на месте. Поэтому в планах нашего развития предусмотрена модернизация самолетного и вертолетного парка. А также оснащение новыми комплексами, способными решать боевые задачи в удаленных районах Мирового океана в условиях силового и радиоэлектронного противодействия с применением высокоточного и помехозащищенного оружия; разработка новых средств поражения, средств поиска подводных лодок.
Большую роль мы отводим развитию корабельной авиации. В частности, предусмотрено довооружение авианесущих кораблей новыми многоцелевыми вертолетами, придание корабельному истребителю качеств многофункционального самолета.
— В последнее время много говорится о роли нашего флота в налаживании контактов с зарубежными партнерами. Морские авиаторы, видимо, тоже принимают в этом участие?
— Это так. В июне, например, проводилось учение ВМС США и стран Европейского региона «Балтийская операция-2004» в рамках программы «Партнерство ради мира». Были задействованы до 40 кораблей, 30 самолетов и вертолетов из более чем десяти государств.
В ходе учения авиация Балтийского флота с базовых аэродромов и со сторожевого корабля «Неустрашимый» вела поиск подводной лодки бундесвера вертолетами Ка-27, спасала потерпевших бедствие на море, высаживала досмотровую группу на судно-«нарушитель», обозначала удары по отряду боевых кораблей… Кроме того, были выполнены ознакомительные полеты на иностранных вертолетах «Си Хоук» США, «Супер Пума» Швеции, «Си Кинг» ФРГ на авиабазах Оксыве в Польше и Хольтенау в Германии, а также посадки на палубу иностранных авианесущих кораблей, в том числе впервые — на американский крейсер «Сан Джасинто».
Задачи учения выполнены успешно. Так, подлодка была обнаружена своевременно, а время слежения составило 1,5 часа. Экипажи вертолетов с СКР «Неустрашимый» совершили 69 полетов, из них 46 посадок на корабль днем и 12 — ночью, в том числе 5 — на иностранные корабли.
Воздушная выучка экипажей авиации БФ высоко оценена командованием учения, нашими иностранными коллегами, особенно при решении задачи спасения людей на море. Это один из самых сложных видов боевого применения на вертолетах.
В сентябре прошлого года личный состав авиации Черноморского флота участвовал в совместных российско-американо-канадских учениях поисково-спасательных сил «САРЕКС-МКС-2003», проводившихся в районе Геленджика. Экипажи авиации ЧФ осуществляли радиотехнический поиск спускаемого аппарата МКС с наведением на него спасательных сил морского базирования, спуск в море водолазов-спасателей, эвакуацию «космонавтов» с водной поверхности.
— Будущее морской авиации во многом зависит от того, кто идет на смену нынешним летным экипажам. Какие офицеры сейчас приходят из военных вузов?
— Смена авиационных кадров является важнейшей проблемой не только ВВС и ПВО ВМФ, но и Военно-воздушных сил России. К сожалению, подготовка летчиков и штурманов пока оставляет желать лучшего вследствие недостаточного налета, слабой практической выучки. Поэтому приходится заниматься доподготовкой молодежи. В частности, осуществляем ее с пилотами на определенный им в авиации ВМФ новый тип летательного аппарата — Су-33. Происходит это в Центре боевой подготовки и переучивания летного состава морской авиации.
— Кто сегодня служит в морской авиации?
— Пусть кому-то мои слова покажутся громкими, но на флотах и в частях центрального подчинения действительно несут отнюдь не легкую службу, прежде всего, истинные патриоты своего дела, преданные небу и морю, прошедшие все трудности сокращения, реформирования, оптимизации Вооруженных Сил, в том числе авиации флота. Это люди с повышенной ответственностью за порученное дело, готовые к неожиданным трудностям на море и в воздухе, умеющие быстро принимать самостоятельные решения, не чурающиеся каждодневной черновой работы. Это и есть моя опора и надежда.
Военно-промышленный курьер
http://www.avia.ru/inter/2004/29sep-1.shtml
INSPACEMEDIA
06.10.2004 14:52
*