Запрет на употребление пива в общественных местах, на котором настаивают депутаты Госдумы, приведет к значительному повышению цен. «Непременно возникнут ценовые надбавки на пиво, и возникнут они на уровне розницы», — заявили во вторник представители Союза пивоваров России.

13 октября Госдума будет обсуждать во втором чтении законопроект «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) в общественных местах пива и напитков, изготавливаемых на его основе», который запрещает потребление и распитие пива в общественных местах — на улицах, в скверах, парках. По словам председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерия Драганова, ко второму чтению депутаты получили 25 поправок, ужесточающих этот законопроект.

Представители Союза пивоваров вчера заявили: несмотря на то, что в настоящее время до 30% пива реализуется и выпивается именно в общественных местах, вряд ли пить станут меньше. Как уверяют пивовары, единственное, чего добьются депутаты, — это неминуемого роста цен. «Новые поправки создают трудности не промышленникам, а торговым предприятиям», — заявил на вчерашней конференции гендиректор пивного комбината «Очаково» Владимир Антонов. По его словам, «при введении ограничений на употребление пива непременно возникнут ценовые надбавки на пиво, и возникнут они на уровне розницы». «Так уже было не раз: государство объявляет о повышении пивного акциза, компании нивелируют его влияние на свою продукцию за счет снижения внутренних издержек, а торговцы все равно повышают розничные цены», — заметил Антонов.

Таким образом, пивовары пытаются предотвратить принятие второго законопроекта, который принесет им убытки (их сумму они скрывают). Первый был принят в конце августа, когда в закон «О рекламе» депутаты внесли поправки, ограничившие рекламу пива. Еще накануне его принятия пивоваренные компании пригрозили прекратить спонсорство спортивных мероприятий, но депутатов это не испугало. «В 2003 году сумма спонсорской помощи пивоваренных компаний, выделенная на поддержку российских спорта и культуры, превысила $50 млн. В течение года размер этих средств сократится на 80-90%», — заявил вчера руководитель исполнительного секретариата Союза пивоваров России Вячеслав Мамонтов. Пивовары, впрочем, еще надеются. 13 октября в Совете федерации будут обсуждаться и поправки по изменению времени трансляции спортивных мероприятий, которые спонсируют пивоваренные компании.

Как бы ни уверяли пивовары, что новые законодательные инициативы ударят по потребителю, аналитики считают, что пострадают от них в первую очередь сами производители. В результате нововведений увеличатся маркетинговые издержки пивных компаний. «Пивоварам ограничивают самые дешевые и доступные способы продвижения своей продукции — телевизионную рекламу и спортивное спонсорство, — говорит Марат Ибрагимов, аналитик ФК «Уралсиб». — Им придется тратиться на более дорогую рекламу в журналах, на дорожную рекламу. В принципе, все эти новые поправки довольно нежизнеспособны и труднореализуемы, по-моему, даже в ФАС не знают, чего они добьются этими нововведениями».

• Михаил ХМЕЛЕВ

06.10.2004 10:20

"Финансовые Известия"

***