‘Наши новинки конкурентноспособны’. В Париже продолжается один из крупнейших автомобильных салонов, в котором участвуют ведущие автомобильные компании всего мира. Среди них – российский «АвтоВАЗ» ("РК")
На его стенде представлены новинка «Лада — Калина», спортивная машина «Lada Revolution», автомобиль на топливных элементах «Лада – Антел 2», модели «десятого» семейства, а также «Нивы». Французские эксперты в числе достоинств «Калины» назвали ее цену – около 7 тысяч евро. Она оказалась самой дешевой машиной автосалона. На вопросы «Русского курьера» отвечает советник вице-президента по техническому развитию ОАО АВТОВАЗ» Георгий Мирзоев.
— Низкая цена, конечно, не является единственным козырем «Лады Калина»?
— — Конечно, нет, поскольку «Калина» представляет собой абсолютно новый автомобиль. Он на равных может конкурировать со своими европейскими аналогами. И в России, и на Западе – шансы у нас хорошие. «Калина» вступает в конкуренцию с такими знаменитыми европейскими производителями, как Volkswagen, Renault, Peugeot, Fiat. Несмотря на эти грозные имена, мы все равно рассчитываем на успех. Наша уверенность базируется на тех инновациях, которые применены в машине. Судите сами, в процессе создания автомобиля появилось около сотни изобретений. В новинке есть усилитель рулевого управления. Для более комфортной посадки водителя и пассажиров увеличена высота кузова. Разработан новый интерьер, рулевое колесо, подрулевые переключатели, а также оригинальные сиденья с улучшенным механизмом регулировки. Среди других новшеств следует назвать бесшумные дверные замки, электростеклоподъемники новой конструкции, оригинальный механизм закрывания багажника. «Калина» получит и новый 1,6-литровый двигатель, который соответствует экологическим нормам «Евро-3» и «Евро-4».
— «Калина» — это городской автомобиль?
— С одной стороны, наш новый автомобиль следует признать городским. Он имеет отличную управляемость и небольшие габариты. Благодаря применению новейших систем, например, электроусилителя руля, «Калиной» с удовольствием будут управлять не только мужчины, но и женщины. С другой стороны, нет каких-то веских причин, чтобы не эксплуатировать нашу машину в провинции. Что касается эксплуатации в холодном или жарком климате, коррозионной стойкости и прочих важных параметрах, то новинка готова к безотказной службе в любых дорожных и климатических условиях.
— Сегодня все западные фирмы придают исключительное значение так называемой «пассивной» безопасности автомобилей на случай фронтального или бокового ударов. Отвечают ли модели «АвтоВАЗа» европейским стандартам в этой области?
— «Калина» полностью соответствует современным международным требованиям по деформации кузова при фронтальном ударе со смещением и при ударе в бок. Снижение риска травм достигнуто благодаря усилению одних элементов кузова и снижению жесткости других. Например, днище кузова стало более жестким в зоне ног водителя. Пороги при этом выдвинуты наружу. Укреплена центральная стойка. И еще много чего сделано. Если говорить об активной безопасности, то на «Калине» применен оригинальный вакуумный усилитель тормозов и абсолютно новый главный тормозной цилиндр. Это обеспечивает оптимальное усилие при экстренном и рабочем торможении. Хочу отметить еще одно качество нашей новинки. Я имею в виду обзорность. Это достигнуто с помощью высокой площади остекленения, низкой подоконной линии и большими боковыми зеркалами. Такие качества трудно переоценить при эксплуатации в условиях густонаселенных городов.
— Когда начнется серийное производство «Калины», этой самой перспективной модели, и когда она поступит на российский и западный рынок?
— Серийное производство «Калины» начнется уже 18 ноября этого года. В самом начале следующего года машина поступит в продажу на территории России. А экспортные поставки стартуют примерно через год.
— Вносите ли вы коррективы в экспортную стратегию «АвтоВАЗа»?
— Коррективы вносятся и суть их проста. «АвтоВАЗ» приступает к выпуску новой, экспортно-ориентированной модели. Следовательно, мы должны подготовить дилерскую сеть для увеличения продаж и технического обслуживания автомобилей. Сейчас эта работа ведется и к началу реализации через розничные сети наши представители во всех регионах будут полностью готовы.
— Чем вы объясняете столь стабильный спрос на «Ниву» во Франции, в Германии и в Бельгии, где она продается более четверти века?
— Феномен «Нивы» заключается в том, что она, подобно легендарному немецкому «Жуку», без помпы и громких заявлений стала поистине народным автомобилем. Поклонники этой машины, именуемые в народе «нивоводами», объединены в клубы во многих городах России и за рубежом. «Ниву» без преувеличения можно назвать самым успешным нашим экспортным проектом. Автомобиль получился настолько удачным, что в первые годы выпуска практически вся продукция уходила за границу. По сути, наша машина стала одним из первых в мире внедорожников, которые можно использовать как в городе, так и в труднопроходимых районах. Именно поэтому особым спросом внедорожник пользовался и до сих пор пользуется в горах Европы, где необходим надежный и проходимый автомобиль. «Ниву» прекрасно приняли в странах Азии и Южной Америки. Удивительно, но поклонники нашего вездехода есть и в США. К примеру, недавно в одном американском автожурнале было опубликовано объявление следующего содержания: «Продается сверхпроходимая русская машина «Нива», возраст – 5 лет, стоимость — 10 тысяч долларов». При этом следует учитывать, что рынок в штатах значительно дешевле европейского. За указанные в объявлении деньги там можно приобрести абсолютно новый автомобиль. Но если есть предложение, то, значит, имеется и спрос.
— Автомобили на топливных элементах – одно из перспективных направлений, активно разрабатываемых западными фирмами. С какими проблемами сталкиваются конструкторы? Когда на наших дорогах мы увидим такую машину «Ладу – Антэл 2»?
— Очень интересным экспонатом французской выставки стал внешне обычный универсал Лада 111. Дело в том, что внутри этой вполне ординарной машины, которую ее создатели назвали «Антэл-2», сосредоточены последние достижения научной мысли в области экологии. Речь идет о транспортном средстве на топливных элементах или о машине, использующей в качестве топлива водород. «Антэл-2» приводится в действие благодаря электромоторам, которые в свою очередь получают энергию в результате химической реакции водорода и кислорода. Таким образом, вместо смертоносных CO и CH в окружающую среду попадает безвредная дистиллированная вода. Первый водородный автомобиль, созданный в кузове длинобазной «Нивы», «АвтоВАЗ» показал два года назад на московском автосалоне. Причем, тогда журналисты получили уникальную возможность прокатиться за рулем дружелюбного к окружающей среде автомобиля. К слову сказать, аналогичные машины создают и наиболее мощные западные концерны. Однако, в отличие от продукции «АвтоВАЗа», ездить на них пока запрещено. Видимо, технология еще не доработана. Нынешний образец новейших технологий отличается от первого «Антэла», прежде всего, миниатюрными размерами. Это достигнуто благодаря замене кислородных баллонов на компрессор, добывающий кислород из окружающего воздуха. Еще одно важное достижение заключается в кардинальном сокращении времени заправки с двух часов до двадцати минут. Если раньше водород закачивался в бак с помощью насоса, то теперь он подается из специального резервуара с давлением в 400 атмосфер. Специалисты справедливо называют водород топливом будущего: средний коэффициент полезного действия энергоустановки в «Ладе Антэл» равен 60-65 процентам, что более чем в два раза превышает КПД двигателя внутреннего сгорания. Кроме того, водород в отличие от нефти является неисчерпаемым топливом и значительно сокращает расход энергии. Во всем мире любые экологические разработки, а особенно в автомобилестроении, щедро финансируются государством. Еще бы! Ведь речь идет о здоровье людей. У нас же до чистого воздуха почему-то пока никому нет дела.
— Японские и другие компании успешно решают проблему сокращения выхлопов в атмосферу, а «Тойота» продемонстрировала бензино-электрический гибрид мотора. Есть ли у «АвтоВАЗа» какие-то аналогичные разработки?
— Конечно, есть. Но надо понимать, что и в Японии, и в Америке, и в Европе работы по созданию экологически чистых транспортных средств финансируются по заказу и за счет государства. У нас — все по-другому. Автомобиль на топливных элементах является инициативой «АвтоВАЗа», который по логике вещей, как коммерческое предприятие, вообще не заинтересован в необязательных расходах. Во всем цивилизованном мире производство экологически чистых автомобилей является государственной политикой и субсидируется правительством. К примеру, в 2003 году правительство США выделило корпорации General Motors 1,2 миллиарда долларов на развитие этого направления. И это далеко не единственный пример. Аналогичную работу при поддержке французского государства совместно ведут Renault, Peugeot и Citroen. А в Германии выпуск дружелюбного транспорта поощряется снижением налогового бремени. Рано или поздно нефть станет настолько дорогой, что использовать ее в качестве топлива, станет нецелесообразно. При этом загрязнение планеты достигнет таких масштабов, что речь пойдет о судьбе человечества. Остановить надвигающуюся трагедию могут лишь альтернативные источники энергии, например, водород. Даже небольшая задержка в проведении этой работы будет означать серьезное отставание от западных и восточных конкурентов, которые с помощью своих государств не жалеют миллиарды на создание безопасного автомобиля. Это отлично понимают на АВТОВАЗе и поэтому работа над «Антэлом-3» уже начата.
— На российский рынок развернули мощное наступление западные компании. На парижском автошоу новое поколение «Форд Фокус» представлено целым семейством. В Москве «Рено» начнет производство дешевой машины «Логан» стоимостью в 7500 евро. Чем ответит на эту экспансию «АвтоВАЗ»?
— О «Калине» я уже рассказал. После нее в серийное производство пойдет Lada Priora. Через три года новое семейство начнет планомерно замещать на конвейере «десятку». Седан и хэтчбек выглядят как автомобили более высокого класса, чем модели 110-го семейства. Priora представляет собой не модернизированную старую модель, а абсолютно новый автомобиль. От предшественника осталась только базовая платформа. Новую форму автомобиля уже проверили в аэродинамической трубе, и результаты оказались хорошими. О сравнении с «десяткой» и речи быть не может. Снаружи, и внутри схожих черт нет. Иначе выглядит и салон, который по эргономическим характеристикам соответствует всем современным стандартам. Например, значительная эволюция произошла с панелью приборов, которая в семействе Priora совсем не уступает дорогим иномаркам. Увеличение скоростных характеристик за счет оснащения новинок более мощными моторами потребовало дополнительной защиты водителя и пассажиров. Priora станет не только самой безопасной отечественной машиной, но и удовлетворит европейским нормам, которые будут введены через несколько лет.
— С большим любопытством посетители салона разглядывали наш спорт-кар «Lada Revolution». Какие его перспективы?
— Год назад «АвтоВАЗ» создал уникальный спортивный автомобиль Lada Revolution, который стал сенсацией московского автосалона и ряда иностранных выставок. Сегодня из выставочного образца Lada Revolution превратилась в боевой спортивный автомобиль, участвующий в Национальной гоночной серии LADA. При этом в течение года болид подвергся серьезной модификации, что отразилось как на дизайне, так и на технических характеристиках. Поэтому нынешнему экспонату автосалона присвоен индекс «2».
Юрий КОВАЛЕНКО
№ 388 2004-10-07
«Русский курьер»
*