Чиновники продолжают ломать голову над вопросом, как снизить цены на бензин. Вчера глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев написал письмо премьеру Михаилу Фрадкову (выполняя его сентябрьское поручение), в котором изложил свое видение ситуации. Одной из основных причин взлета цен глава ФАС считает монопольное положение крупных нефтяных компаний в более чем половине регионов России. Правда, новых способов борьбы с этим явлением чиновники пока не изобрели и по-прежнему считают, что проблему можно решить путем создания биржи нефтепродуктов. Но хотя эта идея обсуждается в правительственных кабинетах уже далеко не первый год, до сих пор существенных шагов для ее воплощения сделано не было.

Больше всего не повезло в этом году жителям Камчатки, говорится в письме г-на Артемьева, — с начала года бензин в области подорожал почти в полтора раза. В других регионах ситуация лучше, но не намного: в Смоленске, Костроме, Челябинске, Оренбурге, Твери и ряде других городов цены поднялись на 30%, в остальных регионах — приблизительно на 25%.Г-н Артемьев выделяет несколько причин столь сильного подорожания нефтепродуктов. В определенной степени, пишет он, рост цен объясняется увеличением стоимости нефти на мировых рынках и как следствие — на внутреннем. В частности, в апреле сырье стоило 3560 руб., в августе — 4450 руб. за тонну. А затем неназванные «участники «свободного» рынка нефти продавали нефть с поставкой на середину сентября уже по 5800 руб. за тонну», т.е. примерно по 28,1 долл. за баррель, возмущается чиновник.

Основная вина, считает глава ФАС, ложится на крупные вертикально-интегрированные нефтяные компании. Они пользуются своим положением в ситуации, когда «территориальный принцип развития рынка поставок нефтепродуктов фактически привел к возникновению монополий в большинстве регионов страны и разделу рынка по территориальному принципу».

Кроме того, крупные компании, по данным антимонопольщиков, сокращают предложение на внутреннем рынке «в силу более выгодных условий экспорта сырой нефти», а также увеличивая вывоз нефтепродуктов за рубеж. По данным Минпромэнерго, лишь 87% произведенных в России автомобильных бензинов и 46% дизельного топлива продавалось на родине.

При этом, продолжает г-н Артемьев, сокращается доля малого и среднего бизнеса в отрасли, так как крупные нефтяники поглощают независимые компании. В этом году малые предприятия добыли лишь 13,9 млн тонн нефти, что на 14,7% ниже, чем в прошлом, а ведь они, по мнению ФАС, могли поставлять сырье на внутренний рынок.

В сложившейся ситуации, впрочем, есть вина и государства, указывает г-н Артемьев, которое изменило схему налогообложения нефтепродуктов, снизив НДС на 2% и подняв акциз на 12%. Теперь в отпускной цене бензинов НДС и акцизы составляют более 40%. «ФАС полагает, что применяемый в настоящее время механизм взимания акцизов способствует разделу рынка по территориальному принципу, увеличивает экономическую зависимость региональных бюджетов от вертикально-интегрированных компаний. Фактически поставки нефтепродуктов в субъекты осуществляются в рамках договоренностей между региональными властями и ВИНК, а не являются результатом экономического выбора участников рынка», — говорится в письме.

Ситуацию, считает г-н Артемьев, может спасти появление биржи, где «будет реализовываться нефть, получаемая при разработке месторождений на основе соглашений о разделе продукции, нефть независимых нефтегазодобывающих предприятий и нефть крупных компаний, у которых не сбалансированы производственные мощности добычи и переработки». При этом названия таких компаний глава ФАС не уточняет.

Денис РЕБРОВ

«Время новостей»

№ 183 7.10.2004

"Время новостей"

*