Отчего дорожает бензин. Глава ФАС написал письмо премьеру ("ВН")
Чиновники продолжают ломать голову над вопросом, как снизить цены на бензин. Вчера глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев написал письмо премьеру Михаилу Фрадкову (выполняя его сентябрьское поручение), в котором изложил свое видение ситуации. Одной из основных причин взлета цен глава ФАС считает монопольное положение крупных нефтяных компаний в более чем половине регионов России. Правда, новых способов борьбы с этим явлением чиновники пока не изобрели и по-прежнему считают, что проблему можно решить путем создания биржи нефтепродуктов. Но хотя эта идея обсуждается в правительственных кабинетах уже далеко не первый год, до сих пор существенных шагов для ее воплощения сделано не было.
Больше всего не повезло в этом году жителям Камчатки, говорится в письме г-на Артемьева, — с начала года бензин в области подорожал почти в полтора раза. В других регионах ситуация лучше, но не намного: в Смоленске, Костроме, Челябинске, Оренбурге, Твери и ряде других городов цены поднялись на 30%, в остальных регионах — приблизительно на 25%.Г-н Артемьев выделяет несколько причин столь сильного подорожания нефтепродуктов. В определенной степени, пишет он, рост цен объясняется увеличением стоимости нефти на мировых рынках и как следствие — на внутреннем. В частности, в апреле сырье стоило 3560 руб., в августе — 4450 руб. за тонну. А затем неназванные «участники «свободного» рынка нефти продавали нефть с поставкой на середину сентября уже по 5800 руб. за тонну», т.е. примерно по 28,1 долл. за баррель, возмущается чиновник.
Основная вина, считает глава ФАС, ложится на крупные вертикально-интегрированные нефтяные компании. Они пользуются своим положением в ситуации, когда «территориальный принцип развития рынка поставок нефтепродуктов фактически привел к возникновению монополий в большинстве регионов страны и разделу рынка по территориальному принципу».
Кроме того, крупные компании, по данным антимонопольщиков, сокращают предложение на внутреннем рынке «в силу более выгодных условий экспорта сырой нефти», а также увеличивая вывоз нефтепродуктов за рубеж. По данным Минпромэнерго, лишь 87% произведенных в России автомобильных бензинов и 46% дизельного топлива продавалось на родине.
При этом, продолжает г-н Артемьев, сокращается доля малого и среднего бизнеса в отрасли, так как крупные нефтяники поглощают независимые компании. В этом году малые предприятия добыли лишь 13,9 млн тонн нефти, что на 14,7% ниже, чем в прошлом, а ведь они, по мнению ФАС, могли поставлять сырье на внутренний рынок.
В сложившейся ситуации, впрочем, есть вина и государства, указывает г-н Артемьев, которое изменило схему налогообложения нефтепродуктов, снизив НДС на 2% и подняв акциз на 12%. Теперь в отпускной цене бензинов НДС и акцизы составляют более 40%. «ФАС полагает, что применяемый в настоящее время механизм взимания акцизов способствует разделу рынка по территориальному принципу, увеличивает экономическую зависимость региональных бюджетов от вертикально-интегрированных компаний. Фактически поставки нефтепродуктов в субъекты осуществляются в рамках договоренностей между региональными властями и ВИНК, а не являются результатом экономического выбора участников рынка», — говорится в письме.
Ситуацию, считает г-н Артемьев, может спасти появление биржи, где «будет реализовываться нефть, получаемая при разработке месторождений на основе соглашений о разделе продукции, нефть независимых нефтегазодобывающих предприятий и нефть крупных компаний, у которых не сбалансированы производственные мощности добычи и переработки». При этом названия таких компаний глава ФАС не уточняет.
Денис РЕБРОВ
«Время новостей»
№ 183 7.10.2004
*