Глава Свердловского облизбиркома Владимир Мостовщиков, рассказывая журналистам об итогах своей поездки в Ханты-Мансийск на совещание с главой ЦИК России Александром Вешняковым, сделал сенсационные заявления. По его словам, еще до конца года может быть принят закон о назначении мэров. А в январе 2005-го все избранные российские губернаторы добровольно сложат свои полномочия, чтобы президент мог применить новую схему их выборов через законодательные собрания. «Время новостей» решило выяснить, насколько реален такой сценарий.

«Не удивлюсь, если в ноябре вместе с законом, касающимся губернаторов, Госдума примет закон о назначении мэров», — сказал г-н Мостовщиков. Пока официальных свидетельств того, что в недрах администрации президента готовится закон об отмене прямых выборов мэров, нет. Однако большую вероятность такого исхода косвенно подтвердил корреспонденту «Времени новостей» председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин («Единая Россия»): «Есть проблема, над ней необходимо будет думать. Возможен конфликт между субъектом федерации и мэром крупного города, поэтому их права нужно будет уравнивать». Спикер Совета Федерации Сергей Миронов был вчера еще более конкретен: «В развитие предложения президента России считаю, что в дальнейшем необходимо будет устанавливать норму, согласно которой главы закрытых административно-территориальных образований, а также муниципальных районов и городских округов с населением свыше 100 тыс. человек избираются представительным органом местного самоуправления на основании представления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации».

Примут ли законопроект о назначении мэров одновременно с решением судьбы губернаторских выборов, пока неизвестно. Госдума рассмотрит законопроект по губернаторам в первом чтении 29 октября. При этом реально он появился в Думе на месяц раньше, чем это анонсировали источники в администрации президента. Соответственно, время до 29 октября — достаточный срок и для появления законопроекта относительно мэров.

«Я слышал, что такие задумки есть. Идет процесс централизации власти. Поэтому, наверное, местное самоуправление не оставят в покое. Но предложенную президентом схему назначения губернаторов уже нельзя дополнить поправками, касающимися мэров, — сказал «Времени новостей» координатор думской фракции КПРФ, член комитета по делам федерации и региональной политике Сергей Решульский. — Местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти, Конституция их разделяет. Поэтому если власть захочет ввести принцип назначения мэров, нужно будет внести поправки в закон о местном самоуправлении».

«Реформа может коснуться любых муниципальных образований, не только мэров городов, — считает заместитель руководителя Центра политических технологий Борис Макаренко. — Понято, что именно мэры крупных городов — заноза для губернаторов. Именно им, вероятнее всего, надо ждать удара. Но есть два соображения. С одной стороны, местное самоуправление не может быть назначаемо любым институтом госвласти, потому что оно органом госвласти не является. Закон специально разводит эти понятия. То есть назначение глав местного самоуправления — прямой выход президента или губернатора за рамки своей конституционной компетенции. С другой стороны, и механизм по губернаторам уже испытывает на прочность конституционные нормы федерализма. Все-таки хочется надеться, что административный раж не пойдет дальше».

«Местное самоуправление не относится к системе исполнительной власти. И фактическое назначение мэров было бы лишним аргументом в пользу тех, кто обращается в Конституционный суд и заявляет, что готовится конституционный переворот, — сказал корреспонденту «Времени новостей» сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин. — Можно внести изменения, например, в закон о местном самоуправлении, но как это будет соотноситься с Конституцией? Выборы органов местного самоуправления не входят в предметы совместного ведения центра и регионов. И вопрос назначения мэров должна решать уж точно не Государственная дума».

Возможно, инициатива в отношении мэров возникнет снизу: регионы сами «построятся» и выдвинут соответствующее предложение. Один «построившийся» уже есть. Президент Башкирии Муртаза Рахимов предложил принять общий федеральный закон о назначении глав всех городов, районов, сел и поселков. Зато Центризбирком России, по сведениям «Времени новостей», выступать с подобной инициативой не планирует.

Слухи о возможной отмене прямых выборов мэров можно рассматривать и просто как желание властей прозондировать общественное мнение. Всем, к примеру, памятно прошлогоднее предложение Ивановской облдумы продлить президентский срок до семи лет.

Глава Свердловского облизбиркома Владимир Мостовщиков высказал еще одну сенсационную идею: «Губернаторов, которые успевают избраться до принятия законов, никто не будет снимать. Но если принятый Госдумой закон начнет действовать с 1 января, то губернаторы добровольно сложат свои полномочия, и президент после Нового года назначит новых». Впрочем, учитывая, что срок правления некоторых избранных губернаторов истекает только в 2009 году, а власть пытается объяснить необходимость реформы неотложной проблемой — борьбой с терроризмом, вряд ли Путин будет растягивать реформу вертикали власти на долгих пять лет.

В том, что новый порядок прихода губернаторов к власти может начать действовать немедленно, убеждает и заявление Александра Вешнякова. Глава ЦИК России предложил ограничить срок назначения губернаторов десятью годами, после чего снова ввести прямые губернаторские выборы. Если так, тогда тем более назначать их следует прямо сейчас. Однако Сергей Решульский сомневается в том, что губернаторы в едином порыве сегодня же согласятся сложить полномочия: «Для этого они должны получить гарантию, что Кремль их выдвинет на назначение. А если не выдвинет? Поэтому сейчас начнется большая торговля, большая игра — кто скорее в Кремль добежит».

Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА, Дарья ГУСЕВА, Михаил ВЬЮГИН, Екатеринбург

«Время новостей»

№ 183 7.10.2004

"Время новостей"

***