Неблагоприятные показатели смертности в России — следствие того, что у нас недостаточно далеко продвинулся процесс установления контроля над многими преимущественно экзогенными причинами смерти. Общая структура причин смерти остается во многом архаичной, и это проявляется в двух ее неблагоприятных особенностях.

Существует связь между причинами и возрастом смерти: от одних причин смерть наступает, в среднем, в более ранних возрастах, от других — в боле поздних. В частности, в России, как и везде, если человек погибает от так называемых «внешних причин» — несчастных случаев или насилия, — то это происходит в сравнительно молодом возрасте — более молодом, чем смерть от болезней системы кровообращения или рака. Если бы не гибель, часто случайная, от несчастного случая он все равно умер бы рано или поздно от какой-либо болезни, но до этого он мог бы прожить еще не один десяток лет. Так что, хотя все люди смертны, с точки зрения продолжительности жизни, далеко не безразлично, от каких причин они умирают.

Первая печальная особенность современной российской структуры причин смерти заключается в том, что чрезмерно велика вероятность умереть именно от тех причин, которые уносят жизнь сравнительно молодых людей. И прежде всего это относится ко внешним причинам — вероятность погибнуть от них для мужчин в России выше, чем на Западе в 3,6 раза, для женщин — в 1,9 раза. У мужчин, кроме того, очень высока вероятность умереть от инфекционных заболеваний, для которых также характерен низкий средний возраст смерти. Соответственно, вероятность смерти от остальных классов причин в России ниже, чем на Западе.

www.iamik.ru

*