В финансовой ловушке вновь оказалась российская пилотируемая космонавтика. Несмотря на бодрые заявления правительственных чиновников об увеличении бюджетных ассигнований, денег по-прежнему остро не хватает даже на строительство пилотируемых и грузовых кораблей. А без них работа экипажей на Международной космической станции (МКС) станет невозможной.

И это не пустая “страшилка”. В США спокойно относятся к возможности оставить МКС без экипажа по крайней мере на год, если Россия из-за финансовых трудностей не будет в состоянии запускать “Союзы” и “Прогрессы”. Но специалисты понимают: “оставить станцию без экипажа” — значит, погубить ее. А ведь в строительство МКС уже вложены многие миллиарды долларов. Американцы, похоже, охладели к “звездному дому”, но закрывать в угоду им этот перспективный проект, в котором весьма заинтересованы европейские государства, Россия, Япония, было бы в любом случае глупо, бесхозяйственно и недальновидно.

Генеральный конструктор Ракетно-космической корпорации “Энергия” академик Юрий Семенов, по имеющейся у меня информации, предпринял последнюю отчаянную попытку, направив в середине сентября письма, являющиеся, по сути, сигналом SOS, премьер-министру Михаилу Фрадкову и председателю Государственной Думы Борису Грызлову. Одно из этих писем мне удалось раздобыть. “Критическое положение с выполнением государственных (выделено мной. — В. Г.) обязательств России по обеспечению полета Международной космической станции (МКС) вынуждают обратиться к Вам за помощью и содействием, — пишет академик председателю Думы. — …В настоящее время РКК “Энергия” и ее субподрядчики оказались в очень тяжелой ситуации, когда изготовление в заданные сроки кораблей “Союз” и “Прогресс” возможно только в случае немедленного решения вопроса о целевом выделении дополнительных средств в объеме 1 миллиарда рублей. В противном случае создается реальная угроза срыва программы МКС уже в первой половине 2005 года. …”

В завершающей части своего письма Юрий Семенов называет, как и положено в такого рода документах, источник дополнительного финансирования: профицит федерального бюджета. Генеральный конструктор просит также сохранить и в 2005-м выделение средств на МКС отдельной строкой.

Уже не первый год российская пилотируемая космонавтика балансирует на грани экономического обморока. Когда в конце 2003-го РКК “Энергия” в очередной раз оказалась без денег, правительство РФ по поручению президента приняло решение об увеличении ассигнований из госбюджета на 2,5 миллиарда рублей. Однако реально было получено только 1,5 миллиарда. Пришлось “Энергии” брать у банков кредиты, и теперь долги (в том числе и смежникам) составляют около 1,5 миллиарда.

При заключении контракта с Федеральным космическим агентством учитываются расходы только на текущий год. А ведь немалые суммы уходят и на заделы, ибо цикл изготовления корабля “Прогресс” составляет 2 года, а корабля “Союз” — 2,5 года. И эти работы тоже во многом производятся в долг. Не только РКК “Энергия”, но и вся отрасль прозябает на голодном пайке. Суммарное недофинансирование работ, в том числе и по космическим средствам связи, аппаратам дистанционного зондирования нашей планеты, объектам наземной инфраструктуры и другим, выполняемым в рамках утвержденной правительством федеральной программы (постановление кабинета министров № 288 от 30 марта 2000 года), достигло почти 20 миллиардов рублей. Удивительно, но факт: министерства и ведомства не выполняют важное правительственное решение. И это в условиях нарастающего профицита бюджета.

Что касается МКС, то проектом государственного заказа на 2005-й предусматриваются ассигнования в объеме 6,94 миллиарда рублей. Много ли это? По оценкам экспертов, изготовление ракеты, космического корабля (пилотируемого или грузового) и запуск его на орбиту обходятся примерно в миллиард рублей. Для обеспечения работы МКС требуется в год 4 “Прогресса” и 2 “Союза”. То есть около 6 миллиардов. А еще следует позаботиться о заделе — строительстве кораблей на 2006 и 2007 годы, а также о работах по перспективному пилотируемому многоразовому транспортному аппарату “Клипер”. Наконец, надо же отдать долги в объеме полутора миллиардов. Таким образом, сумма минимально необходимого финансирования на следующий год составляет, по расчетам РКК “Энергия”, 9,73 миллиарда рублей. Иными словами, дефицит средств в 2005-м составит не менее 2,8 миллиарда. Семенов просит один миллиард на самые горящие, первоочередные нужды, чтобы не остановить завтра производство, но почему-то не называет в письме Борису Грызлову общую сумму дефицита…

КОММЕНТАРИЙ

Прокомментировать ситуацию я попросил заместителя генерального конструктора РКК “Энергия”, летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза Валерия РЮМИНА:

— Валерий Викторович, ситуация с финансированием пилотируемой космонавтики критическая. Будут ли прекращены полеты на Международную космическую станцию, если огромную финансовую дыру не удастся закрыть?

— Без нашего “Союза” станция летать не сможет, ибо он является для экипажа кораблем-спасателем. Закрытие МКС было бы роковой ошибкой, поставило бы крест на очень важном международном проекте. Хотел бы все-таки надеяться, что этого не произойдет. Мы получили из Государственной Думы обнадеживающий сигнал: Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, возглавляемый Мартином Люциановичем Шаккумом, подготовил проект решения, в соответствии с которым Минфину рекомендовано рассмотреть наши предложения. Понятно, это еще не реальные ассигнования, но первый шаг сделан. Если говорить в общем плане, то меня, откровенно говоря, удивляет, почему в стране не выполняются правительственные решения? Весной нынешнего года президент страны подчеркнул, что космическая деятельность является одним из ключевых факторов развития России. Опросы общественного мнения показывают, что около 80 процентов населения поддерживают космическую деятельность. Значит, министерства и ведомства должны всемерно способствовать развитию отрасли, а не вставлять, образно говоря, палки в колеса…

Уже после беседы с Валерием Рюминым в редакцию позвонил из Звездного городка летчик-космонавт дважды Герой Советского Союза Борис ВОЛЫНОВ и сообщил, что он и еще 13 ветеранов космических полетов, обеспокоенные судьбой Международной станции, в свою очередь обратились к председателю Государственной Думы с просьбой не допустить закрытия МКС. “Тяжелейшая ситуация сложилась в последнее время в пилотируемой космонавтике, — говорится в обращении. — Это повторяется из года в год, но в текущем 2004-м и предстоящем 2005-м программа МКС может оказаться на грани срыва”.

«Труд» №189 за 06.10.2004

*