Вчера в Саратове похоронили жертв жестокого преступления и одновременно постыдной операции правоохранительных органов по вызволению заложника — 43-летнего начальника медицинской службы ООО «Югтрансгаз » Евгения Бандорина. Неизвестные захватили его 20 сентября, когда бывший военный медик возвращался на служебной автомашине домой. Бандорина пересадили в другую машину и увезли в неизвестном направлении, водитель, как ни странно, не пострадал. Он-то и сообщил о печальном происшествии жене похищенного.

Она обратилась в милицию, и сразу на лентах информагентств появилась информация: преступники требуют выкуп в миллион рублей. Конечно, это была ошибка — миллион долларов. Все дальнейшее милиция и прокуратура тщательно засекретили. Скрывали даже фамилию пострадавшего, и только личные связи позволили журналистам раскрыть «тайну». «В интересах похищенного», — сказали корреспонденту «РК» в областной прокуратуре. И добавили: как-то, дескать, был похожий случай, мы рассказали, и все кончилось очень плохо. На этот раз засекретили, а кончилось еще хуже — погиб не только заложник, но и его родной брат и оперуполномоченный милиции специального назначения лейтенант Виктор Пруцких. Сотрудник частного охранного агентства получил огнестрельнок ранение и находится в больнице под усиленной охраной. Оно и понятно: он — основной и единственный свидетель расправы, случившейся в ночь с 2 на 3 октября.

Именно расправы — так можно назвать то, что впоследствии правоохранительные органы назвали операцией по вызволению похищенного. Теперь стала ясна причина секретности: если бы все прошло успешно, можно было бы рапортовать о милицейском героизме. Если же… Так что лучше подстраховаться и сказать, что неразглашение деталей происшествия в интересах следствия. Возможно, не будем спорить, но ведь милиция и сейчас молчит, когда провал так называемой операции очевиден. И более чем грустный ее результат вызывает массу вопросов.

Спустя несколько дней после пропажи Бандорина появилось сообщение, что собственное расследование ведет служба безопасности ООО «Югтрансгаза». Это как-то обнадежило: милиция, прокуратура, плюс свои специалисты, плюс коллеги из Москвы, которые, как оказалось, прибыли в Саратов в связи с неординарностью происшедшего. Бандорины — семья в городе известная. Отец, Михаил Бандорин два года назад по возрасту ушел с поста заместителя генерального директора объединения, старший сын Алексей — директор Саратовского филиала страхового общества «СОГАЗ», председатель совета директоров «Газнефтьбанка». Однако странно, согласитесь, готовясь к операции едва ли не две недели, получив такую поддержку, разговаривая с похитителями по телефону, наконец, условившись с ними о встрече для передачи денег и вызволения пленника — не только не спасти похищенного, но и дать возможность преступникам взорвать гранату, открыть огонь из автомата, потом спокойно уехать вместе с миллионом долларов.

Вчера, вопреки стараниям милиции, где, по некоторым сведениям, разгорелся грандиозный скандал, появилсь некоторые детали случившегося и его оценки. В частности, председатеь правления «Газнефтьбанка» Андрей Ненашев от подробных комментариев отказался, но заметил, что бессилие правоохранительных органов его не удивляет. Добавим: и непрофессионализм. Не удивляет и многих других. В самом деле, выяснилось, что преступники обо всем договаривались с братом похищенного Алексеем. Тот сначала попросил отсрочку, потом назначил встречу у своего загородного дома. Было решено передать выкуп и взять преступников с поличным. Но вот загадка: передавать деньги наши славные органы доверили почему-то сугубо мирному человеку — Алексею Михайловичу Бандорину. Видимо, лишь потому, что он родной брат похищенного. Дальше еще хуже. Когда он с опергруппой приехал к своему дому, преступники перезвонили и изменили место встречи — теперь они ждали у моста через Волгу в районе села Пристанное. Приехали туда, и навстречу неизвестности пошел банкир в сопровождении двоих — лейтенанта милиции Пруцких и собственного охранника. Впереди маячила одинокая фигура. Едва трое мужчин приблизились, как тот бросил им под ноги гранату и тут же открыл шквальный огонь из автомата. Итог вы знаете: двое насмерть, один в больнице.

На следующий день неподалеку, в лесопосадках у села Еремеевка, нашли труп Евгения Бандорина. Так закончилась, с позволения сказать, эта милицейская операция. Даже непосвященному понятно, что никакой организацией ее и не пахло. Оперативники даже не выставили заслона преступникам и дали им возможность благополучно скрыться. Свидетелей, кроме раненого охранника, нет, как и сведений о числе бандитов, их словесных портретах и прочем. Пресс-релиз областного ГУВД заканчивается стандартно: ведется поиск преступников. Можно ли представить, что в какой-то другой стране им дали бы уйти, когда они сами приехали на встречу с опергруппой? Трудно представить.

Вчера в Саратов якобы прибыла комиссия МВД, министр Нургалиев вроде бы взял расследование преступления под личный контроль. Говорю обо всем предположительно по той же причине: милицейско-государственная тайна! Начальник пресс-службы ГУВД Владимир Голованов даже не понял вопроса, когда корреспондент «РК» спросил, как руководство областного ГУВД расценивает произошедшее. Кто руководил операцией — секрет. С кем из руководства можно побеседовать на эту тему? Ни с кем! Не секретно одно: эти люди взялись защищать страну от терроризма, призвав народ организовывать народные дружины и «стучать» на соседей. Все правильно — больше ничего не остается.

Сергей Казовский

«Русский курьер»

№ 387 2004-10-06

"Русский курьер"

*