Знакомое многим ветеранам и инвалидам здание департамента социальной защиты населения в Самаре на Революционной, 44, которое с недавнего времени стало одновременно и штаб-квартирой областного министерства труда и соцразвития, и раньше напоминало муравейник, где каждый с утра до вечера занят своим конкретным делом. А в эти осенние дни режим его работы стал особенно напряженным.

Только что проведена очередная областная Параолимпийская спартакиада, совсем недавно закончился Всероссийский конкурс профмастерства социальных работников, на котором нашу губернию представляла команда Нефтегорского района, а на носу уже еще одно важное событие — День пожилых людей. Все сотрудники ведомства по традиции стремятся к этому празднику подготовить для наших пенсионеров как можно больше подарков и приятных мгновений.

У главной защитницы губернии Галины Дмитриевны СВЕТКИНОЙ и до того всегда рабочий день был загружен до предела, а теперь, когда она возглавила министерство, вобравшее в себя две новые службы, забот еще прибавилось — буквально каждая минута наперед расписана. К тому же сейчас полным ходом идет формирование областного бюджета на 2005 год, в котором Галина Дмитриевна участвует и как член областного правительства, и как член согласительной комиссии. Несмотря на это, министр выкроила время на интервью «Социальной газете».

— ГАЛИНА Дмитриевна, с бюджетом следующего года связаны надежды всех жителей губернии. Каким он будет, как и дет работа над ним?

— Как всегда, формируется он непросто. Но спешу всех успокоить: бюджет сохранит свою социальную направленность. Более того, впервые за последние годы в нем будут профинансированы в полном объеме наши заявки и предложения по мерам социальной поддержки населения. Это, конечно же, радует.

— Социально уязвимые категории наших земляков больше всего обеспокоены предстоящей монетизацией льгот. Люди до сих пор не знают, как будет решаться вопрос по льготам, которые должны финансировать регионы.

— Я их прекрасно понимаю; |они уже на себе испытали, что реформы не всегда несут перемены к лучшему. Вот и по поводу замены привычных льгот на денежные компенсации были самые противоречивые точки зрения: кто-то высказывался «за», кто-то видел в этом только негативные последствия. Но когда решение принято, что толку говорить об этом. Нужно постараться сделать все возможное, чтобы не пострадали те, за кого мы ответственны.

По нашим расчетам, расходы по компенсации льгот 250 тысячам инвалидов и участников войны, ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС, бывших военнослужащих и членов их семей нашей области возьмет на себя федеральный бюджет. А 690 тысяч наших земляков останутся «на довольствии» в губернском бюджете. Специально для них разработан проект областного закона «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны — тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», который находится на рассмотрении в губернской Думе. В соответствии с ним эти люди станут получать более весомую поддержку, чем имели раньше. И, кстати, они не окажутся чем-то ущемленными по отношению к тем, кто финансироваться будет из федерального центра. Если, скажем, с 2005 года инвалидам II группы из федерального бюджета будет ежемесячно выплачиваться компенсация в тысячу рублей, из которых 450 рублей сразу вычтут на социальный пакет, то ветеранам труда из областной казны планируется выплачивать 310 рублей в месяц на проезд. Плюс к этому у них останется право на большинство льгот, которыми они привыкли пользоваться. По такому же принципу пойдет поддержка и других категорий льготников, только размер выплат у них будет несколько отличаться. Не буду пока называть точных сумм, поскольку в процессе обсуждения и принятия закона они могут быть скорректированы. Но одно можно сказать точно: у регионального закона есть определенные преимущества перед федеральным, поскольку наряду с денежными выплатами он предполагает сохранить и не-» которые натуральные формы льгот, которые значительно поддержат «наши» категории.

— Значит, перемены никоим образом не ухудшат положение ветеранов труда и всех, о ком должен позаботиться регион?

— Это наша главная цель. Для этого бюджет впервые формировался по новой схеме. Ставились конкретные задачи, а затем рассматривались способы достижения, которые должны привести к наиболее эффективному результату. Хотя, конечно, добиться такого результата для старшего поколения очень трудно. Ведь у этих людей, как правило, за спиной неимоверно трудная жизнь, да и годы не добавляют радости и хорошего самочувствия. Так что обещать им райское счастье, по крайней мере, наивно. Но в но-вом законе, на мой взгляд,

максимально учтены все детали, позволяющие областным властям в нынешней ситуации сделать жизнь наших бабушек и дедушек несколько стабильней, прибавить им уверенности в завтрашнем дне. На реализацию документа планируется выделить 3 миллиарда 720 миллионов рублей, из них на денежные выплаты пойдет 2 миллиарда 300 миллионов рублей.

— А повлечет ли проводимая реформа изменения в структуре социальной службы?

— Конечно. Они определены законом и уже начались. В связи с перераспределением полномочий между уровнями власти функции социального обслуживания из муниципального подчинения переходят в региональное.   Это, с одной стороны, повышает ответственность органов социальной защиты, но с другой — отдаляет их от населения, что, на мой взгляд, неправильно. Ведь мы всегда стремились приблизить социальные услуги к их потребителям. Поэтому мы сейчас готовим предложения, направленные на то, чтобы избежать такого перекоса. Сегодня для нас главное — сохранить при передаче на региональный уровень материально-техническую базу социальных учреждений. Многие из них просто уникальны, создавались общими усилиями губернских и местных властей, при всестороннем участии и поддержке нашего губернатора. И в чьем бы ведении они ни находились, все равно должны служить тем же инвали-дам и пенсионерам._________

— Галина Дмитриевна, совсем скоро вся страна будет отмечать День пожилых людей. Что для вас значит эта дата?

— 1 октября стал и моим праздником — время летит, и все мы становимся ветеранами. А по отношению к людям старше меня я всегда испытывала чувство уважения. На их долю выпало много испытаний, которые они с честью выдержали   и не растеряли собственного достоинства. Привыкшие находиться в гуще дел, на старости лет они оказываются вне трудовых коллективов и не всегда находят занятие по душе. В этом виноваты все мы, потому что не подготовили их к этому периоду жизни, не научили распоряжаться свободным временем. Отсюда появляются у наших ветеранов недовольство собой и окружающими, раздражительность, накапливаются не всегда обоснованные обиды. Хотя я знаю немало пожилых людей, которые, выйдя на пенсию, стали активно заниматься общественной деятельностью, увлеклись прикладными видами искусства, занялись творчеством и словно бы обрели второе дыхание. Они энергичны, свежи и выглядят значительно моложе своих лет. Я желаю, чтобы каждый пожилой человек находил применение своим способностям, приносил пользу, получал удовлетворение от жизни и радовался каждому прожитому дню. И чтобы это продолжалось как можно дольше.

«Социальная газета», № 39 (500), 25.09.2004 г.

*