Накануне начала осеннего призыва в самарском арбитражном суде завершился громкий процесс: психиатрическая больница добилась выплаты ей 4 миллионов 300 тысяч рублей за обследование призывников на предмет годности их к армии. По решению суда платить должно Министерство финансов РФ. Правда, в самом Министерстве так не считают.

Самарские врачи-психиатры с 1999 года обследовали призывников фактически бесплатно.

Раньше деньги за это поступали из фонда обязательного медицинского страхования, но потом поменялось законодательство, и кто должен оплачивать услуги медиков, стало непонятно.

В течение нескольких лет государство не возмещало больнице расходы по содержанию спецотделения для обследования будущих солдат. Между тем, перед армией на осмотр к психиатрам попадает практически каждый десятый молодой человек призывного возраста, то есть ежегодно через областную психбольницу проходит до 800 солдат. С лета 1999 года на процедуру обследования призывников было затрачено свыше 4 миллионов рублей. Однако деньги эти психиатрической больнице никто возмещать не собирался. Из-за систематических неплатежей медицинское учреждение было вынуждено тратить на обследование солдат средства, выделяемые на лечение психически нездоровых людей, и сокращать штат. «Нам пришлось закрыть отделение по обследованию призывников. На данный момент его не существует», — говорит заместитель главврача Самарской психиатрической больницы Владимир Котляров. 26 человек из персонала спецотделения было уволено, а призывников пришлось помещать в 10-местные палаты для настоящих душевнобольных. Каково находиться в такой компании, говорить излишне.

Судебная тяжба между психиатрической больницей и целым списком государственных органов длилась целый год. Проблема заключалась в том, что механизм выплаты финансовых средств за проведение призывных компаний законодательно не урегулирован. В законах есть упоминание, что компенсировать обследование призывников врачам обязаны, но кто конкретно и как должен это делать, не указано. Вообще-то, финансирование должно осуществляться за счет средств федерального бюджета региональными властями. Однако в течение ряда лет эти деньги Министерству обороны не выделялись, так как в его бюджете просто не было в наличии соответствующей статьи. В итоге у военных образовались миллионные задолженности.

В 2002 году руководство психиатрической больницы обратилось к прокурору области. Узнав, что врачи вправе предъявить иск в арбитражный суд сразу к нескольким ведомствам, медики так и поступили. Заявив, что федеральные власти, не перечисляя деньги за дополнительное медицинское обследование призывников, нарушили закон, психиатры подали иск на возмещение 4 миллионов рублей к областному военкому, Министерству управления финансами Самарской области, Министерствам обороны и финансов РФ.

Обращаясь в арбитраж, медики надеялись, что хотя бы одно учреждение из их списка суд может обязать выплатить врачам деньги за предоставленные ими услуги. В ходе процесса ответчики всячески открещивались от долга перед психиатрами. Представители военкома утверждали, что иск, предъявленный им и Минобороны, необоснован. В Минфине говорили, что в неполучении больницей денег виноваты сами врачи, не оформившие должным образом заявки.

И вот теперь, когда дело, рассматриваемое в самарском арбитражном суде, уже разрослось до 17 томов, процесс наконец-то завершен. По решению суда, 4 миллиона 300 тысяч психиатрической больнице должно выплатить Министерство финансов. Однако вовсе не факт, что медицинское учреждение эти деньги все же получит. Дело в том, что ровно год назад арбитражный суд уже принимал точно такое же решение, но юристы Минфина обжаловали судебное постановление в высшем арбитражном суде г. Казани. В результате дело возвратилось в Самару на пересмотр. И сегодня юристы Министерства финансов заявляют, что вновь будут обжаловать решение самарского арбитражного суда. Так что, вполне возможно, что психиатры вновь останутся ни с чем. Между тем, врачи планировали потратить 4 миллиона, в том числе, и на капитальный ремонт зданий больницы. Во многие помещения страшно заходить: они находятся в аварийном состоянии. В одной из палат, например, провалился пол…

Сергей Ишков, Самара

«Русский курьер»

№ 385 2004-10-04

"Русский курьер"

*