15 лет спустя после свержения диктатуры в ГДР на востоке Германии выросло новое поколение немцев. Ценностей своих родителей они не приемлют. То же происходит почти через 20 лет после начала перестройки в России.

Недовольство всем и вся, демонстрации протеста против проведения необходимых реформ, сочувствие правым радикалам, — именно такие ассоциации возникают при упоминании о восточных немцах. Не видя перед собой перспектив, многие представители восточногерманской молодежи склоняются к экстремизму. Во время выборов в земельные парламенты Бранденбурга и Саксонии около 20 процентов молодых избирателей отдали свои голоса в пользу праворадикальных партий.

Вместе с тем ученые Института изучения общественного мнения в Алленсбахе считают, что результаты этого голосования не показатель.

Отцы и дети

По мнению социологов, на востоке Германии утверждается новое молодое поколение, представители которого занимают куда более активную жизненную позицию, усердно учатся и значительно быстрее осваиваются на

рынке труда, нежели их сверстники в западных федеральных землях.

для восточных немцев старшего поколения приоритетом является равенство и социальная справедливость, а не свобода личности, восточногерманская молодежь делает ставку на демократические ценности и собственную инициативу. Вопреки сложившемуся клише, юных «гэдээровцев» отличает вовсе не пессимизм и чувство безысходности, а сила воли, стремление идти вперед, ощущение перспективы, рассказал руководитель проекта алленсбахского института Томас Петерсен (Thomas Petersen).

Кузнецы своего счастья

52 процента молодых респондентов из Восточной Германии твердо уверены, что их судьба — в их собственных руках. Среди старшего поколения к таковым

Выходцы из восточных земель организовали в Мюнхене торговлю сувенирами

относится только каждый третий. Иная картина в Западной Германии. Лишь около 45 процентов участвовавших в опросе жителей «старых» федеральных земель — представителей разных возрастных групп считают, что свой жизненный путь они должны прокладывать сами.

Аналогичная ситуация сложилась почти 20 лет спустя после начала перестройки в России, а также в 50-е годы в Западной Германии и в начале 90-х (через 15 лет после падения диктатуры Франко) в Испании.

По словам ученого, это первое поколение восточных немцев, которое выросло в условиях свободы. Не сболтнуть лишнего, контролировать каждый свой шаг, когда ты «на людях», быть начеку с соседями, жить в постоянном страхе, что на тебя донесут, — обо всем том, что отличало жизнь людей при диктатуре, нынешняя восточногерманская молодежь знает лишь по рассказам родителей. Конфликта поколений в такой ситуации не избежать.

Ленивый Запад и активный Восток

Найти общий язык молодым восточногерманским немцам нелегко не только с родителями, но и со сверстниками из Западной Германии. Одна из причин — в отличии экономического и социального положения «новых» и «старых» земель. Уровень безработицы в бывшей ГДР достиг более 20 процентов, в то время как в Западной Германии он менее 9 процентов. Сытый Запад привык уповать на поддержку со стороны государства — Востоку приходится рассчитывать на себя. Впрочем, именно расчет на собственные силы и подталкивает восточногерманскую молодежь к активности, считают социологи из Алленсбаха.

Ценности «детей перестройки»

Десять с лишним лет назад история развела и поколения россиян. В стране началась перестройка, и вдруг оказалось, что старшему поколению практически нечего передать молодым. Деньги поглотила инфляция, а накопленный жизненный опыт не вписывался в новую реальность. Переходный период в России обернулся для большей части ее населения крушением надежд и шоком. А молодых россиян жизнь вытолкнула на поле борьбы и активных действий.

Из 30 миллионов молодых жителей России лишь пять процентов являются

отпрысками богатых родителей, которые могут оплачивать их учебу в вузе, дорогостоящее жилье и всевозможные прихоти. У остальных предсказуемого будущего нет. И жизнь продиктовала им: динамика, жесткость, напор, деловитость и в результате — успех.

Возрождение тоталитаризма в России они не приемлют. На вопрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), кто является идеалом российской молодежи, Путина назвали лишь 14 процентов участников в возрасте от 18 до 24 лет. При этом российский президент уступил не только телегероям (28 процентов), спортсменам (37 процентов) и поп-звездам (52 процента), но и тем, кому он объявил войну — олигархам и предпринимателям (42 процента).

Кристиане Хоффманн, Наталия Королева

www.dw-world.de/

*