В пятницу организаторы проекта Ansari X Prize объявили, что запуск космического корабля SpaceShipOne состоится, как и было запланировано, 4 октября — в закрепление победы в борьбе за приз в $10 млн. Второй полет по программе Mojave Aerospace Venture Пола Аллена станет попыткой преодолеть барьер 100-км высоты, отделяющий Землю от космоса, во второй раз. Впервые корабль взял эту высоту в среду, сделав первый шаг к завоеванию приза.

Проект Ansari X Prize стартовал в 1996 году с целью стимулирования развития частного коммерческого космического туризма. $10 млн получит та команда, которой впервые удастся поднять пилотируемый корабль на высоту 100 км, посадить его и повторить этот трюк в течение двух недель.

Собственные космические корабли строят еще 24 команды из шести стран, но у них дело продвигается не так быстро, как у Mojave. Спектр концепций простирается от конструкции на базе ракеты V-2, строившейся в фашистской Германии, до запуска космического корабля с гигантского аэростата.

После того как SpaceShipOne перед достижением своего апогея вошел в режим бесконтрольного вращения, возникли вопросы о переносе даты второго запуска. Члены команды не смогли объяснить причину «закрутки» и определить, была ли она вызвана дефектом конструкции или ошибкой пилота.

Несмотря на выворачивающее душу вращение, SpaceShipOne удалось сделать первый шаг на пути полетов в космос для рядовых граждан. В понедельник сэр Ричард Брансон сказал, что в 2007 году он начнет предлагать космические полеты на кораблях, основанных на конструкции SpaceShipOne, всем желающим. За вылет за пределы земной атмосферы и ощущение невесомости путешественники должны будут заплатить компании Брансона Virgin Galactic около $200 тыс.

Барт Рутан, автор идеи SpaceShipOne, использовал в своей конструкции космического корабля авиационные концепции. Более крупный корабль, называемый «Белым рыцарем», несет под брюхом корабль SpaceShipOne меньших размеров и использует ракетные двигатели для подъема тандема на высоту около 14 км. Там SpaceShipOne запускает собственный двигатель и взмывает на требуемую конечную высоту.

После этого SpaceShipOne, изменив конфигурацию крыла, падает в режиме «пера», когда крылья сложены как у воздушного змея. На определенной высоте над землей крылья вновь принимают первоначальную форму, и SpaceShipOne планирует на взлетно-посадочную полосу.

Джим Ху (Jim Hu), CNET News.com

3 октября, 2004, 11:29

Фото с сайта CNET.com

ZDNET Россия

***