Владимир Кучай: «Фирменная сеть АВТОВАЗа развивается в нужном направлении»
На прошедшей в Тольятти пресс-конференции вице-президент по маркетингу, сбыту и техническому обслуживанию автомобилей ОАО «АВТОВАЗ» Владимир Кучай рассказал о процессах, которые происходят в системе реализации и сервиса автомобилей LADA
– Сервисно-сбытовая сеть ОАО «АВТОВАЗ» сегодня активно и целенаправленно развивается. Когда АВТОВАЗ начал совместную работу с компанией «Дженерал Моторс», мы подробно ознакомились с мировыми стандартами и опытом работы по продвижению продукции на рынок, по организации продаж и обслуживанию автомобилей. И сегодня перед нами стоит задача – вместе с обновлением модельного ряда организовать сбыт и сервис на высоком уровне. Сейчас по всей России открываются новые автосалоны, на спецавтоцентрах идет перевооружение сервисных мощностей. Мы продаем автомобили только в специализированной и аттестованной сети, которая производит продажу, гарантийное и послегарантийное обслуживание. Мощности дилера должны обеспечить обслуживание проданного им автомобиля минимум в течение трех лет. В ближайшее время планируем добавить еще два года, а потом, примерно в 2006 году, срок обязательств дилера увеличится до восьми лет (это время службы автомобиля).
Сегодня АВТОВАЗ перевыполняет годовой план по выпуску автомобилей примерно на 10 тысяч. Все автомобили продаются. По итогам 9 месяцев 2004 года почти все предприятия-дилеры работают с прибылью. Качество нашей продукции растет, это видно по данным из сервисной сети. Так, с введением двухлетней гарантии затраты на обслуживание автомобилей практически не увеличились.
– Готова ли фирменная сеть АВТОВАЗа к приему автомобилей LADA KALINA?
– Работа по подготовке производства LADA KALINA уже заканчивается. Сначала автомобили этого семейства будут распространяться по ограниченной географии, через наиболее оснащенных дилеров первой категории. Потом, по мере наращивания объемов производства, география поставок LADA KALINA будет расширяться. Но сервисно-сбытовая сеть АВТОВАЗа уже практически готова к приему этого автомобиля. Мы провели обучение персонала, обеспечили предприятия фирменной сети технической документацией.
– Каковы показатели по экспорту автомобилей LADA?
– Каждый год за рубеж отправляется около 90 тысяч автомобилей. Количество фирм-импортеров также не меняется, их сегодня порядка 40. Автомобили продаются примерно в равных объемах в страны дальнего зарубежья и государства СНГ. Сейчас мы готовим зарубежную сеть к приему новых моделей, прежде всего – LADA KALINA, а затем LADA PRIORA. Зарубежного покупателя мы тоже знакомим с новыми автомобилями LADA, выставляя свои последние разработки на международных автосалонах.
– Каким образом АВТОВАЗ строит свою сеть сбыта запасных частей?
– Что касается товаропроводящей сети запасных частей, то она также развивается. Необходимость реформирования системы производства и сбыта запчастей назрела еще в советское время. Тогда, в условиях плановой экономики, производственная программа запчастей формировалась по остаточному принципу. Также расчеты производились исходя из срока службы автомобилей. Никто и не предполагал, что автомобили будут служить вечно, переходить от отца к сыну, от сына к внуку. Во второй половине 80-х годов мы начали развивать ряд программ по насыщению рынка запчастями. Технологии передавались на привлеченные предприятия машиностроительного комплекса. В настоящий момент их сертифицированная АВТОВАЗом продукция занимает большую часть рынка запасных частей. Таким образом получилось, что, если АВТОВАЗ когда-то поставлял на рынок все 100 процентов комплектующих, то сегодня поставляет примерно 25 процентов запчастей. В основном, это кузовные детали и узлы механики.
– Как АВТОВАЗ борется с распространением контрафактных запчастей?
– К сожалению, при переходе к рыночной экономике развилось производство юридически незащищенных, контрафактных запчастей, они изготавливаются и в России, и приходят из-за рубежа. Это затрудняет реформирование, приведение в порядок товаропроводящей сети сертифицированных запасных частей. Понимая, что дальше это продолжаться не может, АВТОВАЗ предпринял ряд мер. С прошлого года мы сотрудничаем с оптовым покупателем запчастей, который будет распространять детали. Кроме того, создана программа по организации региональных складов (эта система аналогична сети сбыта автомобилей). Скоро вступят в силу документы, согласно которым производство сертифицированных АВТОВАЗом запчастей будет юридически защищено. И мы будем разбираться с производителями контрафактной продукции на уровне юридических претензий, в судах. Мы считаем, что в 2005 году совместно с партнерами создадим основные принципы работы системы сбыта запчастей, и к 2006-2007 годам планируем навести на этом рынке порядок.
Кроме того, мы предполагаем узлы и агрегаты, которые влияют на безопасность движения, детали, для установки которых требуется специальное оборудование и квалификация персонала, поставлять только в аттестованные сервисные центры. В розницу такие запчасти реализовываться не будут. В рамках этой программы мы проводим инвентаризацию всех мощностей по техобслуживанию в России, чтобы со всеми предприятиями, кто занимается сервисом, заключить соглашение, и поставлять детали, как это делается во всем мире, только в аттестованную сервисную сеть. Тем самым мы защитим владельцев автомобилей LADA от подделок и обеспечим безопасность дорожного движения.
Станислав Березий
_____________________________________________
*