Вчера в Москве Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию (ФКК) подвела итоги конкурса на получение права на эфирное телерадиовещание на 21-м дециметровом канале в Самаре. Победителем стала телекомпания НТВ. Это означает, что владельцу шестой метровой кнопки ТРК «Терра», на которой до настоящего момента вещала московская телекомпания, придется искать нового московского партнера.

Фото: СЕРГЕЯ НИКОЛАЕВА

С переездом Владимира Аветисяна в

Москву дела у «Терры» стали плохи

Конкурс на 21-й канал в Самаре должен был состояться в апреле этого года, но после отставки правительства и последовавшей за этим ликвидации Минпечати РФ были отменены все конкурсы на теле- и радиочастоты. В апреле же, сразу после объявления о приостановлении конкурсов, на самарском 21-м дециметровом канале был запущен в тестовом режиме канал Rambler. Разрешение на опытную эксплуатацию передатчика канала до 16 октября текущего года было выдано Минсвязи РФ самарской компании ООО «Трик», за спиной у которой стоял президент телерадиокомпании «РИО» Виталий Добрусин.

12 сентября ФКК издала приказ, регламентирующий проведение конкурсов, и конкурс на вещание на 21-м дециметровом канале в Самаре был назначен на 29 сентября. По информации „Ъ“, заявки на участие подавали ГТРК «Самара», ТРК «РИО», холдинг «Регион Медиа» и телекомпания НТВ. В планах ГТРК «Самара» было открытие на 21-м канале собственного, самарского канала, позволяющего расширить спектр программ собственного вещания, независимого от сетки РТР. ТРК «РИО» собирался закрепить на этой частоте «Рамблер» и компенсировать убытки, понесенные за его трансляцию в тестовом режиме. «Регион Медиа» заявлял о своем желании транслировать на этой частоте биржевой телеканал «РБК». НТВ собирался вещать на 21-м канале в «чистом» виде без самарского партнера.

Вчера были подведены окончательные итоги конкурса. Победителем стала телекомпания НТВ. Победа последней стала во многом неожиданной. Дело в том, что НТВ подала заявку одной из последних и участники рынка более всего склонялись к победе в конкурсе ГТРК «Самара», поскольку многие региональные филиалы ВГТРК уже давно имеют собственные частоты. В настоящий момент в Самаре НТВ вещает на 6-м метровом канале и является базовым каналом для владельца «шестой кнопки» местной ТРК «Терра» (телекомпания входит в состав холдинга «Самара-медиа», дочерней структуры АДС «Волгопромгаз» — „Ъ“).

Управляющий «Терры» Наталья Камбарова, между тем, заявила, что знала о намерениях НТВ: «Мы говорили об этом с Рифатом Сабитовым (заместитель гендиректора НТВ по региональной политике – „Ъ“) еще в августе, как о компромиссе, который устроит обе стороны». Известно, что руководство НТВ более всего было недовольно качеством вещания на метровом канале. О сроках официального открытия «чистого» НТВ в самой компании сообщить затруднились. «Это достаточно долгая процедура, и для начала необходимо закупить и установить необходимое оборудование. И только после этого можно будет говорить о конкретных сроках, — пояснили „Ъ“ в телекомпании, — вероятнее всего это произойдет к Новому году».

Перспективы самой «Терры» в связи с результатами конкурса участники рынка отмечают как неперспективные. В областном правительстве считают, что с выходом НТВ в «чистом» виде зрители перестанут смотреть «Терру», тем более, что новостные программы телекомпании выходят в неудобное время. По мнению гендиректора самарской телекомпании «Орион-ТВ» Вадима Аитова, «Терра» может заняться развитием собственного вещания, но для этого надо найти инвестора. Кроме того, у нее есть возможность договориться с другим московским или питерским каналом, что потребует гораздо меньших затрат». В самой «Терре» о своих планах пока особо не распространяются. Госпожа Камбарова лишь заявила, что «сейчас к сотрудничеству с телекомпанией большой интерес у многих московских вещателей. Мы ведем переговоры и выбираем партнера».

Вероятнее всего, сейчас «Терра» ведет переговоры с Rambler, РБК и АСТ, то есть с каналами, не имеющими в Самаре местного партнера. Как сообщил собеседник „Ъ“ в медиа-холдинге «Волгопромгаза», в данный момент перспективы развития «Терры» выглядят «довольно туманными». «После того, как в апреле фактический владелец «Терры» Владимир Аветисян переехал на работу в РАО ЕЭС, разрешать проблемы самарской телекомпании с НТВ, кроме Натальи Камбаровой, стало некому, а она с этим не справилась»,- сказал он. Сейчас однозначно можно утверждать одно, что если «Терра» сможет найти московского партнера, то она в любом случае потерпит серьезные убытки. И Rambler, и РБК, и АСТ обладают более низким рейтингом, чем НТВ, что неизбежно уменьшит прибыль «Терры» от продажи рекламы. По данным „Ъ“ до последнего времени ежемесячная рекламная прибыль телекомпании составляла примерно $70 тыс.

Однако, по словам Натальи Камбаровой, «сейчас рассматривается вопрос о сохранении за «Террой» эксклюзивных прав по продаже рекламного времени на канале НТВ». Тем не менее, аналитики считают, что этого, скорее всего, не случится. По мнению директора по маркетингу ТРК «СКАТ» Татьяны Неткачевой, рекламой на канале НТВ может заняться «Видео Интернейшнл». «НТВ оттянет рекламу у других каналов, но не скоро и не сразу. Мне кажется, что месяца через три после начала вещания НТВ на 21-м канале, компания возьмет 3% зрителей региона и 2% рекламы, размещающейся на телевидении», — заявила она.

ЕЛЕНА МАНГИЛЕВА

№183 от 01.10.2004, ПТ

«КОММЕРСАНТЪ» В РЕГИОНАХ

Самара

КОММЕРСАНТЪ" Самара

***