Рейтинг «А» со стабильными перспективами означает, что ОАО «АВТОВАЗ» относится к заёмщикам с высоким уровнем надежности. Риск невыполнения или несвоевременного выполнения заёмщиком своих обязательств низкий. Вероятность реструктуризации долга или его части минимальна.

В ближайшее время кредитоспособность ОАО «АВТОВАЗ», по оценке экспертов Рейтингового консорциума «АК&M-РАСО», вероятнее всего, не изменится.

Среди факторов, повышающих оценку кредитоспособности ОАО «АВТОВАЗ», следует назвать стабильный спрос на продукцию; увеличение прозрачности финансовых потоков предприятия и повышение эффективности его работы, высокую рентабельность активов, наличие зарубежного стратегического партнера («General Motors»), устойчивую структуру владения и управления компанией, высокий профессионализм менеджмента, поддержку органами власти.

При этом следует отметить ряд факторов риска, среди которых: зависимость от заградительных таможенных пошлин на импорт легковых автомобилей, значительная зависимость объёмов продаж и прибыли от внутренней экономической ситуации, невысокие значения некоторых финансовых показателей, высокая долговая нагрузка.

ОАО «АВТОВАЗ» — крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. На российском рынке его доля в объеме производства составляет почти 70%, что обеспечивает ему монопольное положение. Лидер российского автопрома занимает на мировом рынке 16 место среди 25 его участников.

Значимое преимущество автозавода перед другими отечественными производителями — развитая инфраструктура технического обслуживания, обширная дилерская сеть.

Структура собственников компании существенно снижает риск недружественных поглощений при условии, что предприятие не допустит возможности банкротства за долги. Как показал анализ финансовой деятельности предприятия, компания успешно решает проблему задолженности, ужесточает платёжную дисциплину.

Значимость АВТОВАЗа для экономики России обуславливает поддержку компании со стороны государства.

ОАО «АВТОВАЗ» интенсивно работает с поставщиками, повышая требования по качеству продукции. В настоящее время начинает работать Соглашение о партнерстве по развитию Поволжского автомобильного кластера, инициированное Правительством Самарской области, ОАО «АВТОВАЗ», Поволжским отделением Российской инженерной академии. Взаимодействие в рамках Соглашения должно обеспечить новый импульс в инновационно-промышленном развитии предприятия. Все это должно способствовать повышению конкурентоспособности ОАО «АВТОВАЗ» и увеличению спроса на продукцию предприятия.

Основные финансовые показатели деятельности предприятия демонстрируют положительную динамику. В 2002 году была получена чистая прибыль в размере 701 млн. руб., а в 2003 году ее объем вырос до 4 млрд. 655 млн. руб. Неплохие перспективы и на 2004 год: по результатам I полугодия чистая прибыль предприятия составила 3 млрд. 570 млн. руб. Также выросли и финансовые коэффициенты. Рентабельность активов и рентабельность капитала, начиная с 2001 года, демонстрируют позитивную тенденцию (показатель рентабельности капитала достиг в 2003 году 10.52 %).

Информационная прозрачность АВТОВАЗа находится на высоком уровне. Финансовая отчетность предприятия публикуется на интернет-сайте и СМИ; руководство регулярно проводит пресс-конференции и брифинги, информирующие инвесторов о текущей ситуации и перспективах развития АВТОВАЗа.

Анализируя кредитоспособность ОАО «АВТОВАЗ», эксперты консорциума «АК&M-РАСО» обращают внимание на ряд факторов риска.

Негативное влияние на рейтинговую оценку оказывают нестабильность показателя чистой прибыли за последние несколько лет. Интенсивные колебания объемов чистой прибыли затрудняют прогнозирование денежных потоков и, соответственно, оценку возможностей предприятия выполнять свои обязательства.

Важным фактором риска является высокий уровень долговой нагрузки ОАО «АВТОВАЗ». Отношение объема выручки к величине долга по итогам 2003 года составляет 50.1%. Отношение объема долга к активам предприятия на 30 июня 2004 года составило 69%, что также указывает на высокий уровень долговой нагрузки. Тем не менее данные показатели в последнее время несколько улучшаются. Кроме того, отрицательное действие фактора высокой долговой нагрузки частично нивелируется и тем, что автозавод продолжает политику по замещению краткосрочного долга долгосрочным.

К факторам риска можно отнести зависимость от платежеспособного спроса населения, так как производство легковых автомобилей ОАО «АВТОВАЗ» практически полностью ориентировано на внутренний рынок.

В качестве отрицательного фактора эксперты консорциума «АК&M-РАСО» выделяют высокий уровень конкурентного давления со стороны подержанных иномарок по показателю «цена/качество». Действие данного фактора усиливается активизацией иностранных производителей на территории России. Иностранные конкуренты предлагают кредитные продукты с более льготными условиями по сравнению с российскими автодилерами, развивают программы trade-in, строят сборочные цеха. Соответственно, расширится рынок новых иномарок, которые конкурируют с вазовским машинам в близкой ценовой категории, сообщает Управление информационной политики Самарской области.

Рейтинговый консорциум «АК&M-РАСО» создан Рейтинговым центром АК&M (г. Москва) и Рейтинговым агентством Самарской области. Основным направлением деятельности консорциума «АК&M-РАСО» является сотрудничество в области аналитической деятельности по определению рейтингов инвестиционной привлекательности, эффективности, кредитоспособности предприятий Самарской области.

*