От богатых и здоровых. Российские эксперты готовят предложения по борьбе с бедностью ("ВН")
Вслед за Всемирным банком, недавно обнародовавшим свой доклад о бедности в России, в проблеме решили разобраться российские эксперты. Тем более что поставленная президентом задача к 2007 году уменьшить вдвое количество людей, живущих ниже прожиточного минимума, остается в силе.
Ни для кого не секрет, что бедных в России много. Для этого, собственно, социологические исследования не нужны. Выходи на улицу и изучай действительность. Даже статистика, которая оперирует более чем скромными показателями доходов, достаточных для принадлежности к среднему классу, признает, что каждый пятый россиянин беден. При этом, отмечает глава департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Андрей Клепач, прожиточный минимум давно не пересматривался. И если его пересчитать с учетом возросших цен и замены льгот денежной компенсацией, бедных окажется еще больше, чем считается сейчас.
Так, к концу этого года планируется сократить количество бедных до 17%, а к концу следующего — до 14%. Но если корзина будет пересчитана, то бедных на следующий год окажется не 14, а 18%, объясняет г-н Клепач. Однако выяснилось, что ответить на вопрос, почему люди бедны и как им помочь стать богаче, гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
О том, кто беден в России, рассказывает исследование, проведенное Независимым институтом социальной политики. Доля бедных, по оценкам института, составляет 26%. При этом бедность не является глубокой. Почти 40% достаточно повысить доходы менее чем на четверть — и они покинут категорию бедных. Наиболее трудная жизнь в деревнях и маленьких городах. На селе уровень бедности в полтора раза выше общероссийского. В подавляющем числе бедных семей есть несовершеннолетние дети и кто-то из взрослых не работает.
В целях сокращения бедности директор института Лилия Овчарова предложила создавать новые рабочие места либо переселять нуждающихся на территории с более комфортными экономическими условиями, а также реструктуризировать программу адресной помощи.
Однако участники семинара «Бедность: масштабы, причины и перспективы сокращения», прошедшего в Центре стратегических разработок, пришли к выводу, что все не так однозначно. Как сказал, подводя итоги семинара, научный руководитель Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев, пока очевидно одно: система государственной социальной помощи неэффективна. Отдача от социальных программ составляет в среднем 20—25%, хотя в странах Центральной и Восточной Европы она равна 50%. К тому же увеличение государственных расходов приведет к росту иждивенческих настроений, убежден г-н Дмитриев.
Эксперт Всемирного банка Владимир Дребенцов честно признал: мы пока не понимаем, почему люди бедны. Среди бедных, например, большой процент безработных с длительным стажем. Вначале надо выяснить, почему они не работают — не могут найти работу или у них нет желания. Также много семей с детьми. Но может быть, для мамы надо создавать не новое рабочее место, а новый детский садик. Может быть, ей есть где работать, но не с кем оставить детей. И таких вопросов много.
Пока, признали участники семинара, единственное, что помогает бороться с бедностью, — экономический рост в стране. Никакие целенаправленные действия государства ни к чему не приводят. Правда, вины чиновников в этом нет. У экспертов пока нет конкретных предложений по решению этой задачи, признал г-н Дмитриев, но они намерены уже весной будущего года подготовить некие рекомендации для правительства.
Вера СИТНИНА
«Время новостей»
№ 179 1 октября 2004 г.
*