Идея доступа к Всемирной паутине с помощью беспроводных технологий становится все более популярной. Российская компания “МедиаСети” собирается в течение двух ближайших лет запустить на основе новых технологий Wi-Fi и WiMAX беспроводные сети в 45 регионах. Это первый масштабный проект такого рода, однако его детали вызывают недоумение участников рынка.

Wi-Fi (от английского Wireless Fidelity) – стандарт беспроводной связи, использующийся для организации беспроводных локальных компьютерных сетей и точек высокоскоростного доступа в Интернет (или хот-спотов – от английского hot-spot). Зона действия – около 90 м. WiMAX (Worldwide Interoperability for Microwave Access) – стандарт беспроводного широкополосного доступа, зона действия которого составляет около 50 км. Первое оборудование WiMAX появится в начале 2005 г.

По оценкам экспертов, к концу этого года количество хот-спотов Wi-Fi достигнет 140 000. Однако настоящий бум “воздушного” Интернета должен начаться в следующем году — с приходом стандарта WiMAX. Он будет обладать всеми достоинствами предшественника — Wi-Fi, при этом у WiMAX будет отсутствовать его главный недостаток — маленький радиус действия.

Как рассказал “Ведомостям” гендиректор ЗАО “МедиаСети” (брэнд UNITLINE) Игорь Хромов, до конца 2004 г. его компания планирует запустить сети широкополосного радиодоступа в диапазоне 5,9-6,4 ГГц в Москве, Московской области (Красногорск и Мытищи), Санкт-Петербурге, Ленинградской области (Выборг), Нижнем Новгороде, Волгограде, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Перми, Самаре и Новосибирске. В течение следующих двух лет количество регионов, где будут работать сети UNITLINE, должно увеличиться до 45. Таким образом, “МедиаСети” планируют стать первым федеральным оператором широкополосного радиодоступа.

По словам Хромова, для построения сетей в первых 11 регионах будет использоваться технология Wi-Fi с программным расширением KarlNet. В остальных городах компания планирует строить уже WiMAX -сети.

Для покрытия широкополосной радиосетью города-миллионника, по расчетам Хромова, достаточно 4-5 базовых станций. В Москве будет установлено семь базовых станций, в Подмосковье — шесть, каждая из которых станет накрывать целый город. Радиус действия одной базовой станции — 20-30 км, всего к ней могут подключиться несколько десятков клиентов.

По словам Хромова, на основе своих сетей компания будет предоставлять корпоративным клиентам доступ в Интернет и дополнительные телематические услуги. Тарифы будут предполагать доступ в Интернет на скоростях 256 Кбит/с, 512 Кбит/с и 1 Мбит/с. Также “МедиаСети” будут организовывать опорные сети для мобильных операторов и операторов хот-спотов.

Как отметил Хромов, для того чтобы выйти на рынок частных пользователей, нужно серьезное снижение цены абонентского оборудования. Сейчас один комплект вместе с установкой стоит около $1800, а надо, чтобы его цена была не выше $400-500. Через 2-3 месяца после развертывания своих сетей “МедиаСети” планируют запустить программу дотирования абонентов и таким образом снизить цену оборудования до требуемой.

Общий размер инвестиций в первый этап проекта, по словам гендиректора “МедиаСетей”, составит более $10 млн. При этом компания ожидает, что ежемесячный доход с одного абонента (ARPU) составит $300-800, а срок окупаемости сети в одном городе — пять лет.

По мнению коммерческого директора компании Art Communications (оператор сетей широкополосного радиодоступа в Москве и Санкт-Петербурге) Кирилла Кучерова, планы “МедиаСетей” по охвату 45 регионов вполне выполнимы. “Срок окупаемости тоже достаточно реален”, — отметил он. Правда, Кучерова несколько удивило количество базовых станций, которые “МедиСети” планируют установить в каждом городе. “Семь базовых станций для Москвы — это очень мало”, — говорит он. Завышенным Кучеров считает и стоимость абонентского оборудования: “$1800 — дорого не только для регионов, но даже для Москвы. У нас это оборудование стоит в три раза меньше”.

С ним согласен руководитель рабочей группы “Беспроводные сети передачи данных” Ассоциации документальной электросвязи Петр Кочегаров. “С такими ценами им придется тяжело”, — говорит он. А консультант по связям с общественностью “МТУ-Интела” Артур Алекперов считает, что вряд ли корпоративные клиенты выберут для подключения к Интернету беспроводную технологию, поскольку она “менее надежна, чем провода”.

“Подобных масштабных проектов на рынке беспроводного доступа еще не было”, — отмечает аналитик J»son & Partners Борис Овчинников. Однако в данном случае, считает он, масштабность является самым уязвимым местом в планах компании: “Они могут недооценить локальные рынки, а ведь в каждом большом городе уже существуют свои операторы беспроводного доступа”. Кроме того, как отмечает Овчинников, доступ в Интернет на скоростях, предлагаемых “МедиаСетями”, можно получить и традиционными способами, при помощи проводов, при этом значительно дешевле. Правда, по словам аналитика, с началом массового использования WiMAX стоимость абонентского оборудования для беспроводного доступа значительно снизится. В итоге инвестиции в небольшой и высококонкурентный рынок обернутся выигрышем на новом рынке WiMAX-доступа за счет более раннего старта.

«Ведомости» №178 (1218), 30.09.04

*