В ноябре General Motors и “АвтоВАЗ” планируют объявить о строительстве в Тольятти завода по производству двигателей и трансмиссий. Как стало известно “Ведомостям”, завод будет оснащен оборудованием, которое простаивает на заводе, принадлежавшем обанкротившейся Daewoo Motors India. Объем инвестиций в проект оценивается в сумму от $400 до $500 млн.

В мае 2004 г. гендиректор “GM-АвтоВАЗа” Джон Милонас сообщил “Ведомостям” о проекте строительства завода двигателей в Тольятти. По словам Милонаса, это будут “самые крупные вложения иностранного капитала в российский автопром за все время”. В числе инвесторов проекта он называл GM, “АвтоВАЗ” и некую банковскую структуру.

ЗАО “GM-АвтоВАЗ” создано летом 2001 г. Учредители – General Motors и “АвтоВАЗ” (по 41,5% акций) и ЕБРР (17%). В 2003 г. предприятие собрало 25 235 автомобилей Chevy-Niva. В 2004 г. планируется собрать 55 150 автомобилей. 23 сентября “GM-АвтоВАЗ” начал серийный выпуск новой модели – Chevrolet-Viva, разработанной на базе Opel Astra T-3000. В 2005 г. завод собирается выпустить 7500 “Вив”, а в 2006 г. — около 25 000.

О строительстве завода по производству двигателей и трансмиссий будет объявлено в ноябре, сообщили “Ведомостям” два независимых друг от друга источника на “АвтоВАЗе” и сотрудник одного из акционеров СП “GM-АвтоВАЗ”. Менеджер “АвтоВАЗа” предполагает, что новое производство будет выделено в отдельное юридическое лицо. По его словам, если ничего непредвиденного не произойдет, “завод начнет работать в 2007 г.”. А один из руководителей тольяттинской мэрии на условиях анонимности сообщил, что для нового завода уже определен участок земли, примыкающий к “GM-АвтоВАЗу”, и сейчас оформляются документы на его выделение.

Общая стоимость проекта составит около $500 млн, говорит сотрудник одного из акционеров СП. По его словам, одним из инвесторов проекта станет ЕБРР, который может вложить в СП до $240 млн. А источник, близкий к руководству “АвтоВАЗа”, уточняет, что объем инвестиций в проект еще не утвержден, но “сумма будет в пределах от $400 до $500 млн”.

Представители “АвтоВАЗа”, GM и ЕБРР отказываются официально комментировать новый проект.

Новое предприятие будет выпускать силовой агрегат, в состав которого входит двигатель, коробка передач и трансмиссия, говорит менеджер “АвтоВАЗа”. По его словам, предприятие будет оснащено оборудованием, перевезенным с одного из простаивающих автозаводов в Индии. Речь идет о заводе, ранее принадлежавшем корейской Daewoo Motors, добавляет сотрудник одного из акционеров СП “GM-АвтоВАЗ”. Как раз сейчас кредиторы Daewoo Motors India продают завод ETA, построенный в прошлом десятилетии и способный производить 300 000 двигателей и трансмиссий в год. Завод был закрыт в сентябре 2001 г. , а главным претендентом на этот актив считается GM.

“Завод в Тольятти будет переоборудован для производства двигателя Opel, который планируется устанавливать на Chevrolet-Viva, экспортную версию Chevrolet-Niva, и на перспективные модели “АвтоВАЗа” и “GM-АвтоВАЗа”, — говорит сотрудник дирекции по техническому развитию “АвтоВАЗа”. По его словам, на предприятии будут собираться опелевские трансмиссия и двигатель fam-1.

16-клапанный двигатель Opel fam-1 имеет объем 1,8 л, мощность — 122 л. с.

“АвтоВАЗ” готовит обновление модельного ряда и рассчитывает на массовое производство автомобилей в среднем ценовом сегменте, а для этого современный двигатель будет необходим, констатирует аналитик “НИКойла” Вячеслав Смольянинов. По его оценке, двигатель и трансмиссия составляют более 20% от себестоимости автомобиля. “Если сейчас машина стоит около $7000, то с новым двигателем, собранным в России, она будет стоить $8000, а если тот же двигатель привезти из-за границы, модель подорожает еще примерно на $1000”, — рассуждает аналитик компании “Метрополь” Денис Нуштаев. Он считает, что “GM-АвтоВАЗ” получит ценовое преимущество перед другими производителями иномарок в России.

«Ведомости» №178 (1218), 30.09.04

*