Самарская область занимает одно из первых мест в России по числу подаваемых заявок на регистрацию товарных знаков. Этот факт говорит не только о стабилизации и экономическом росте, но и о том, что постепенно приходит понимание того, что официальная регистрация товарного знака не роскошь, а необходимость. Внимательное отношение к этому вопросу подтверждает и растущее с каждым годом число конкурсов, в которых участникам предоставляется возможность не просто заявить о своих успешно работающих торговых марках, но и поделиться секретами своего успеха с широкой общественностью. Сейчас в Самарской области проходит III Всероссийский конкурс товарных знаков «Золотник», принять участие в котором может любой владелец зарегистрированного товарного знака.

Историческая справка

Конкурс «Золотник» был учрежден в 1999 году юридической фирмой “Городисский и Партнеры” и за прошедшие годы стал одним из самых массовых, общедоступных и популярных. Поддержку конкурсу оказывают государственные структуры, так III Всероссийский конкурс товарных знаков “Золотник” проходит при поддержке Администрации Президента РФ, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Конкурс традиционно проходит в два этапа – на региональном и федеральном уровне. Региональный этап для предприятий Самарской, Ульяновской, Оренбургской, Саратовской области и республики Татарстан завершится 17 ноября 2004 года в Самаре. На торжественной церемонии свои награды получат победители в трех номинациях – “оригинальность”, “привлекательность”, “рекламоспособность”. На региональном уровне Конкурс проходит при поддержке Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области а также Министерства промышленности, энергетики и технологий Самарской области. Суперфинал Конкурса состоится в декабре 2004 года в Москве.

Результаты деятельности компаний во многом зависят от разработки и широкого использования неповторимого и легко узнаваемого фирменного стиля. Основу фирменного стиля составляет товарный знак — оригинально графически оформленное изображение, сочетание букв или цифр. Товарный знак и знак обслуживания по определению – обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Товарные знаки существовали еще в древние времена. Появление собственно товарных знаков было вызвано стремлением производителей выделить свою продукцию и, в конечном счете, позволить покупателю, узнавая товарный знак, выбрать качественный товар. В настоящее время все большее значение приобретает работа российских компаний, направленная на создание конкурентоспособной продукции, продвижение своих товаров и услуг, привлечение новых партнеров, расширение рынка сбыта продукции и формирование корпоративного имиджа. Товарный знак постоянно сопровождает продукцию и услуги предприятий, а также позволяет вести эффективную рекламную кампанию.

Первый конкурс товарных знаков «Золотник», финал которого состоялся в декабре 2000 г. в Москве, привлек значительное внимание российских организаций и предприятий. В конкурсе приняло участие более 3000 товарных знаков. Среди победителей из г. Самары — комбинат «Родник», закрытое акционерное общество «Трасса-С». Победителями регионального этапа II Всероссийского Конкурса «Золотник» в 2002 г. в Самарской области стали известные всем компании: Мягкий Эксимер, «Самарский трактир» (Торговая марка «У Палыча»), «Санеко», «СМАРТС», «Самараэнерго». Приз зрительских симпатий достался ВИА «Синяя птица». Главным призом , учрежденным организатором конкурса стало право победителя назвать именем своего товарного знака одну из недавнооткрытых звезд с вручением официального сертификата и символической карты звездного неба.

О своем участии в III Конкурсе “Золотник” заявили такие Самарские компании как ОАО «Самарский хлебозавод № 9», ООО «Самара-Энерго-Ресурс», ОАО «Билайн-Самара», ООО Фирма «АЛГОРИТМ», ООО «Белка», ОАО «Гипровостокнефть»,   Корпорация «Веха», ОАО «Комбинат Праздничных Вин» (г. Тольятти), гостиница «Европа», ЗАО «Чистая вода» и многие другие.

Среди целей, стоящих перед конкурсом — объединение усилий российских государственных, промышленных, коммерческих, общественных организаций в деле формирования в России цивилизованных рыночных отношений, распространение информации по проблеме защиты интеллектуальной собственности, в частности товарных знаков.

«Отличие Конкурса «Золотник» от конкурсов, проводимых в области рекламы, — объясняет Галина Скребкова, директор юридической фирмы «Городисский и Партнеры», член оргкомитета конкурса в том, что   в конкурсе могут принять участие только те товарные знаки, которые имеют правовую охрану на территории Российской Федерации. Участие в конкурсе товарных знаков «Золотник» предоставляет уникальную возможность заявить о своем предприятии как о добросовестной, серьезной организации, уделяющей должное внимание своей интеллектуальной собственности, и, следовательно, уважающей чужие права на объекты, созданные творческим трудом».

Конкурс получил широкую поддержку общественности, средств массовой информации. По словам главного редактора Натальи Цветковой, “Всероссийский конкурс товарных знаков «Золотник» интересен тем, что защита интеллектуальной собственности – это один из признаков цивилизованного общества. Продвижение информации о грамотном управлении интеллектуальной собственностью, и в частности, в вопросах разработки, регистрации и использования товарных знаков – те азы, с которых начинается понятие развитого, правового государства».

Отвечая на вопрос о причинах поддержки конкурса, директор КГ «Понедельник» Наталья Овчинникова сказала: «Золотник» – одно из мероприятий, формирующих в нашем регионе культуру грамотного подхода к продвижению торговых марок. Именно поэтому поддержать это мероприятие для нас является – делом профессиональной чести».

Андрей Федоров, главный редактор газеты «Репортер», отметил: «Мы рады показать, что все больше самарских компаний могут похвастаться интересными и работающими товарными знаками. И если мы будем способствовать и «подталкивать» бизнесструктуры к созданию и грамотному продвижению новых брэндов, то будем считать свою задачу выполненной».

Информационную поддержку регионального тура III Всероссийского конкурса товарных знаков «Золотник» оказывают телекомпания РИО, общественно-политический еженедельник «Постскриптум» (г. Тольятти), интернет-порталы Samara.ru и Samaratoday.ru.

Информацию о конкурсе можно получить по тел. 70-26-12, 70-26-13 а также на сайте: www.zolotnick.ru

*