Вчера Совет Федерации принял постановление о неотложных мерах по противодействию терроризму и обеспечению безопасности граждан, а также укреплению национальной безопасности России. Сенаторы считают, что необходимо внести изменения в законы, посвященные деятельности силовых структур. Между тем независимые эксперты полагают, что многие предложенные поправки абсолютно бессмысленны.

Напомним, после закрытого заседания Совета Федерации с участием глав силовых ведомств было принято решение о создании комиссии по разработке антитеррористического законодательства (об этом «Новые Известия» сообщали в номере от 22.09.). Комиссия под председательством спикера палаты Сергея Миронова была образована на базе комитета по обороне и безопасности. Сенаторы пообещали, что уже в самом скором времени пересмотрят некоторые законодательные акты, направленные на укрепление национальной безопасности. В частности, речь шла о разработке новой концепции государственного подхода к отражению террористических угроз и о либерализации закона «Об оружии».

Вчера спектр их инициатив заметно расширился. Во многом благодаря единогласному принятию постановления о неотложных мерах по противодействию терроризму и обеспечению национальной безопасности. В качестве основной из первоочередных мер сенаторы наметили проверку расходования средств федерального бюджета на предупреждение террористических актов в 2002–2004 гг. Соответствующее поручение вчера была направлено в Счетную палату, где в течение ноября проанализируют и предоставят верхней палате данные о том, на какие нужды были потрачены «правоохранительные» деньги. Аудитор контрольно-ревизионного органа Валерий Горегляд, в прошлом вице-спикер Совфеда, заявил «Новым Известиям»: «Я считаю, что сенаторы своевременно и правильно поставили вопрос о расходовании бюджетных средств, такие данные у них будут. Между тем мне не совсем понятен извечный их порыв к увеличению расходной части бюджета на оборону и безопасность. Такими мерами профилактика угроз не проводится».

Кроме того, сенаторы предлагают подготовить законодательные инициативы, которые предусматривают введение понятия «угроза террористического акта» для структур, основными задачами которых является борьба с терроризмом. Данный пункт «НИ» прокомментировал заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Валерий Трушников: «Это означает, что исполнительные органы власти должны, наконец, начать своевременно, а не позже всех и по факту, получать информацию о готовящихся в любой точке страны террористических актах». «Источники создавать надо», – заявил сенатор, тонко намекнув, что до сих пор надежных информаторов у силовых органов, судя по всему, не было.

Впрочем, по мнению сенаторов, главная проблема не в отсутствии источников информации, а в несогласованности действий силовых структур. «Необходима координация деятельности правоохранительных органов по предупреждению и пресечению террористической деятельности», – отмечается в документе. Именно поэтому в другом пункте постановления сенаторы предложили пересмотреть законы «О милиции», «О внутренних войсках МВД РФ», «О безопасности», а также «О внешней разведке».

Между тем бывший вице-спикер Совета Федерации Валерий Горегляд считает, что ни в какой конкретизации полномочий силовики не нуждаются, потому что функции, которые они берут на себя четко прописаны в законах и уставах этих ведомств. «Я думаю, скорее сенаторы имели в виду конкретизацию полномочий спецкомиссий, создаваемых на региональном уровне и призванных локально решать проблемы безопасности, а не уточнение функций силовых органов власти», – заявил г-н Горегляд. Напомним, согласно решению президента в каждом регионе создается специальная комиссия по борьбе с терроризмом, главой которой становится губернатор, а заместителем председателя комиссии становится офицер внутренних войск, который в случае появления угрозы обладает всей полнотой власти.

Эксперт по безопасности Московского центра Карнеги Алексей Арбатов скептически отнесся к инициативам Совфеда: «Сенаторы занимаются творчеством ради творчества». «Поправки в законы, предлагаемые палатой, скорее всего, окажутся невостребованными, поскольку они бессмысленны, – заявил он «НИ». – Я же предлагаю всего одну поправку, которая стоит всех предложенных вместе». По мнению г-на Арбатова, в первую очередь нужно изменить закон «О государственной границе РФ», чтобы если ЧП наступает, пограничные войска могли полностью закрывать то направление, откуда исходит угроза.

Сенаторские инициативы вчера дополнил и нынешний координатор всех антитеррористических операций, глава Совбеза Игорь Иванов. Он сообщил, что в России в рамках борьбы с терроризмом в будущем может быть введена система определения уровня опасности и предупреждения о террористической угрозе, наподобие системы, действующей в США. «Что касается уровней угрозы, то такая задача поставлена. Будут вырабатываться соответствующие характеристики тех уровней угроз, которые будут возникать», – заверил секретарь Совбеза.

Г-н Арбатов заметил по этому поводу, что раньше аналогичная система в СССР была приспособлена к предупреждению глобальной войны, например, ядерной. «Сейчас, чтобы технологически перестроиться на упреждение новой войны, нужно время», – уверен эксперт. В любом случае, по его мнению, эту систему нельзя скопировать с американского образца, потому как «границы США большей частью проходят по океану, а у нас в каждом регионе потенциально может возникнуть свой враг».

СЕРГЕЙ ТКАЧУК

«Новые Известия»

30.09.04

четверг

«Новые Известия»

*