Президент Владимир Путин дал распоряжение обновить концепцию национальной безопасности. Предыдущая концепция была утверждена в 2000 году. «Мы считаем, что она свои задачи, в основном, выполнила», — считает секретарь Совета безопасности Игорь Иванов. С этим можно согласиться, если забыть про тех, кто попал в категорию «не основного»: солдат и офицеров, погибших в результате наведения конституционного порядка в Чеченской республике, и мирных жителей, ставших жертвами террористических актов на всей территории Российской Федерации.

Необходимость выработки новой концепции национальной безопасности глава Совбеза объясняет тем, что в XXI веке Россия «сталкивается с новыми угрозами, которые требуют соответствующего детального анализа и реагирования». Создается впечатление, что до сегодняшнего дня Игорь Иванов жил где нибудь в тихом уголке за рубежом, но не читал газеты, не смотрел телевизор. Какие новые угрозы? С мая 1994 года по сентябрь 2004 года в результате террористических актов в нашей стране погибло около 1700 россиян (террористы, естественно, не в счет). Численность получивших ранения и в результате ставших инвалидами, потерявших кров и имущество — в разы больше.

Методы террористов все это время не менялись. Только их действия становились все более дерзкими. Какие же выводы сделала власть? Вчера Совет Федерации рекомендовал Госдуме при рассмотрении проекта бюджета-2005 увеличить финансирование подразделений, которые участвуют в проведении антитеррористических мероприятий. Вице-премьер Александр Жуков уже заявил, что расходы федерального бюджета в 2005 году на финансирование национальной безопасности, обороны и правоохранительной деятельности вырастут в реальном выражении на 17,6% и составят 5% ВВП. И только после того, как были поставлены эти «галочки», сенаторы все-таки решили поручить Счетной палате провести проверку эффективности и целесообразности расходования в 2002-2004 годах средств федерального бюджета, выделенных на предупреждение и пресечение террористических актов. Странная логика. Ведь ни в Госдуме, ни в Совфеде, ни в правительстве не знают, как на самом деле перераспределяются эти деньги. Об этом можно судить только по отдельным примерам, когда за очередную финансовую аферу на скамью подсудимых попадает очередной силовик или правоохранитель. Так, наверное, сначала подсчитать надо: вот столько-то рублей теоретически может дойти до адресата, а столько-то, как показывает практика, придется списать на «нецелевые расходы». Пусть не все до копейки — хоть пропорции станут известны.

Тем не менее, на вопрос о финансирования сферы обеспечения национальной безопасности дан конкретный ответ. Из речи же секретаря Совбеза ясно только то, что будет разработан некий мобилизационный план — ситема мер противодействия терроризму. «К сожалению, последние события показали, что этого у нас нет, что эти механизмы не сработали, — признал Игорь Иванов. — Мы к этому не готовы — общество в широком понимании».

Но при чем здесь общество? Разве учитель или врач должны останавливать грузовики с боевиками и взрывчаткой на въезде в мирный город? А работники ЖКХ — проводить операции по выявлению и предупреждению терактов?

Кому как не самому секретарю Совбеза должна предназначаться произнесенная им же фраза: «Проблема терроризма началась не 11 сентября (2001 года — В.Ц.)»? Он напомнил, что еще задолго до этого «мы им говорили» о глобальности этой проблемы. Сейчас Игорь Иванов продолжает критиковать США: там усилили безопасность, но «…до сих пор эта страна не является полностью защищенной от террористической угрозы». А Россия? Если сравнить количество терактов там и у нас, произошедших со дня атаки Международного торгового центра, да еще учесть степень наглости, с которой террористы действуют на нашей территории, то российскому руководству лучше уж было бы воздержать от подобной критики.

Валерий Цыганков

«Русский курьер»

№ 383 2004-09-30

"Русский курьер"

*